Kavaleridze. RE:VISION: 10 фактов о резиденции

Мы собрали 10 фактов об интересном эксперименте по превращению маленького консервативного музея им. Ивана Кавалеридзе в современное интерактивное пространство. Это стало возможным благодаря усилиям двух кураторов (Виктории Данелян и Татьяны Цвелодуб) и 17 современных художников, которые в рамках арт-резиденции работали с музейным фондом, смыслами и цифровыми технологиями. На выходе – интересная история, обновленная экспозиция и другая жизнь музея.

1. Это первая в Украине международная арт-резиденция в муниципальном музее. 

Проект международной арт-резиденции Kavaleridze.RE:VISION родился из желания переосмыслить советское культурное наследие и провести диджитализацию музейной экспозиции силами современных художников. Идея принадлежит независимым кураторам – Виктории Данелян и Татьяне Цвелодуб. Их проект стал победителем грантового конкурса от Украинского Культурного Фонда, а также получил поддержку Института Адама Мицкевича и был реализован в стенах киевского музея-мастерской им. Кавалеридзе в октябре-ноябре 2018 года. 

2. К участию приглашали только художников, работающих с новыми медиа.

Это было главным условием участия в резиденции. Дело в том, что залы музея уже имеют устоявшуюся, согласованную экспозицию. Физическое ее изменение предполагало бы получение разрешений, длительные и многократные согласования и т. д. Поэтому нужно было работать с имеющимся пространством, не сильно его видоизменяя. Например, используя свет, звук видео и то, что легко инсталлируется.

Кроме того, в Украине подобные форматы резиденций только начинают осваивать. Работа с новыми медиа – роскошь, которую может себе позволить не каждый художник. Цифровой арт-продукт сложно продать, а резиденция – как раз то пространство, где можно, не в ущерб личному бюджету, попрактиковаться, создать что-то новое и не преследовать цель продажи.

3. География резидентов – 5 стран Восточного партнерства и Польша.

Участниками резиденции стали художники из Армении, Молдовы, Грузии, Беларуси, Украины и Польши. Эти страны связывает общее коммунистическое прошлое. Современником этого же исторического контекста был и сам Иван Кавалеридзе.

4. Количество резидентов почти в два раза превысило запланированное.

Отбор резидентов проводили с помощью Open Call. Было получено около 50-ти заявок. Кураторы сами составляли детальную анкету, просили аппликантов также выслать резюме, портфолио и ответить на два вопроса касательно планируемой работы. Первый вопрос был о творческой идее, второй – о ее технических параметрах. Планировали выбрать 10 участников, но художникам из Киева не нужно было оплачивать проживание, поэтому появилась возможность дополнительно включить в бюджет еще 7 резидентов.

5. Одна из резиденток принимала участие онлайн.

Изначально онлайн-присутствие не предполагалось форматом участия в резиденции. Однако кураторы проекта и одна из аппликанток – медиахудожница Ольга Салахеева из Беларуси, решились на эксперимент. Такой необычный формат участия был возможен благодаря хорошей коммуникации и доверию, сложившемуся между участниками резиденции. Инсталляцию Ольги создавали кураторы, а также несколько других участников резиденции. Художница «вела» весь процесс онлайн.

6. Резиденция длилась 10 дней, в течение которых художники работали над обновлением экспозиции музея.

Кураторы старались сделать пребывание резидентов в Киеве максимально продуктивным и емким. Поэтому, помимо непосредственной работы над творческими проектами, участникам предложили экскурсию по городу, насыщенную образовательную программу, совместное посещение пространства IZONE и мероприятий в киевской галерее «Мистецький Арсенал».

7. Резиденция привела в музей аудиторию, которая никогда ранее там не бывала. 

На открытие обновленной экспозиции пришло более сотни людей. Ранее многие из них даже не знали, что на Андреевском спуске существует такой музей. Работа львовской художницы Анастасии Ивановой документально фиксировала коммуникацию между участниками резиденции и музейными сотрудниками, а также процесс работы над обновлением экспозиции.

8. Один из важных итогов резиденции – встреча-диалог с музейщиками. 

В ходе резиденции у всех участников возникло много разных организационных вопросов: как работать с музейными фондами, как обеспечить доступ к объектам культурного наследия, можно ли наладить коммуникацию между гостевыми кураторами и государственными музеями? Чтобы в профессиональном кругу обсудить эти и другие проблемные моменты, была инициирована дискуссия между культурными менеджерами и сотрудниками различных музеев Киева – так называемая «музейная расконсервация». О том, как это было, можно почитать тут.

9. Между резидентами возникло несколько коллабораций. 

Резиденты остаются на связи друг с другом, некоторые из них уже успели реализовать совместные проекты. Так, сразу после резиденции, Таисия Мельник и Мыкола Марусик создали интерактивную инсталляцию для Burning man festival, а в канун праздника Хануки провели аудиовизуальный перформанс «Время света» на Контрактовой площади. Евгений Рогозин из Минска по приглашению Анастасии Ивановой провел несколько воркшопов в львовской школе музыки Vedel School.

10. Резиденция стала попыткой переосмыслить личность Кавалеридзе.

Личность и творчество Ивана Кавалеридзе требуют дальнейшего изучения. По мнению кураторов, необходима детальная работа со всеми историческими материалами, которые сохранились, включающая анализ идеологических штампов, цензурирования, как советских, со стороны диаспоры, так и современных академических шор.

«У всех разное представление о том, кем он был. Даже у работников музея нет единого мнения относительно некоторых фактов биографии Кавалеридзе. К сожалению, нам не встретились люди, которые были бы лично с ним знакомы», – говорит Виктория Данелян.

Потенциал музея Ивана Кавалеридзе – в его удобном расположении на Андреевском спуске, который включен практически во все экскурсионные маршруты Киева. Но опираться можно, конечно, не только на место. Само творческое наследие автора – это большой и ценный ресурс. Мало кто знает, что именно Кавалеридзе разработал проект памятника Княгине Ольге на Михайловской площади, а также памятник Ярославу Мудрому на Золотых воротах и памятник Григорию Сковороде на Контрактовой площади.

«Работы Ивана Кавалеридзе – это не только скульптура, но и фильмы, – продолжает Татьяна Цвелодуб. – Как режиссер, он оставил нам в наследство очень интересный и сложный материал: иногда экспериментально неудачный, иногда наполненный клише «советского правильного кино», а временами удивительно своеобразный. В одном из его фильмов снималась совсем еще молодая Людмила Гурченко. Мы неслучайно выбрали новые медиа, так как именно звук и видеоряд задали стратегию в работе с застывшей в прошлом столетии скульптурой Кавалеридзе. Собственно, перед нами стоял вопрос: может ли Кавалеридзе заговорить на понятном современному зрителю языке?»

Узнать больше о проекте и резидентах: https://kavaleridze.wixsite.com/revision/residency

---

Ольга Запорожец, программный менеджер Украинского Культурного Фонда

Арт-резиденция Kavaleridze. RE:VISION – один из самых ярких проектов, который поддержал УКФ в 2018 году. Сам формат резиденции, как способ взаимодействия художника с коллегами, пространством и темой, – все еще необычный. Не все понимают, что такое арт-резиденция и как ее правильно организовать, хотя интуитивно чувствуют, что их проекты часто имеют характеристики именно этого формата. Kavaleridze. RE:VISION стал хорошим примером для украинских арт-менеджеров, вдохновил их на создание арт-резиденций на базе своих культурных институций или вокруг какой-то определенной темы.

Мы смогли увидеть, как экспериментальное работает с консервативным. Музей-квартира Кавалеридзе находится на Андреевском спуске, одной из самых туристических улиц Киева. Но раньше ни знания об этом музее, ни тем более желания туда зайти для меня не было.

Но главное, что эта резиденция стала стимулом для изучения того, как в других странах поддерживают и реализовывают подобные инициативы. Оказалось, что в Австрии есть своя классическая резиденция Kulturkontakt, в Нидерландах – резиденция на базе музея Rijksmuseum, а в Германии – целая сеть Kuentslerhaeuser, которую развивают и финансируют местные бюджеты и государственные фонды культуры. УКФ решил не отставать и запустил грантовую программу НОРД, в рамках которой теперь финансирование могут получить именно проекты резиденций.

Ирена Пуйшо (İrena Pujszo), программный менеджер Института Адама Мицкевича

Вход туда, где время остановилось, как старые часы, требует от куратора большой смелости, а от художника – чувствительности и проницательности. Проект Kavaleridze. RE:VISION перешел границы традиционной художественной резиденции. Группе приглашенных в проект художников из разных стран вместе с украинскими кураторами удалось создать небольшой экспериментальный фестиваль, на котором прошлое, хоть с сопротивлением и беспокойством, отдалось в технологические руки будущего, и позволило рассказать о себе с помощью новых медиа.

Ольга Спивак, научный сотрудник и экс-представительница музея-мастерской им. Кавалеридзе

Проект Kavaleridze.RE:VISION – это глобальное метафизическое перевоплощение музея, покрытого красным полотняным бархатом, в современное интерактивное пространство, куда хочется зайти и о котором хочется рассказать. За время резиденции произошло полное обновление музейного сознания – сотрудники вынуждены были поверить в новые технологии и научиться уживаться с ними в музейном пространстве. Обновленная экспозиция удивила наших постоянных посетителей (они не могли себе даже представить, что увидят у нас стеклянно-звуковые инсталляции) и привлекла новую аудиторию. Каждый нашел для себя то, чего прежде не встречал в небольшом муниципальном музее. Дети, к примеру, были в восторге от того, что памятник Сковороде «шевелит» пальцами ног, экспозиция с ними заговорила. Для музея проект стал возможностью к переменам, показал перспективу работы с современными искусством, открыл для публики новые площадки в рамках одной локации, подарил возможность отойти от негласного музейного канона. Проект сделал музею колоссальную рекламу и наладил диалог с посетителями.

Александр Юнин, директор музея-мастерской им. Кавалеридзе

Участие в проекте Kavaleridze.RE:VISION и его имплементации – это ценный опыт для всего коллектива музея. Мы открыли для себя новые возможности в использовании музейного пространства. Идеи и работы художников – участников резиденции – по сей день живут в музее, многое используется в нашей экспозиционной и экскурсионной работе. Мы ищем новые способы применения этого опыта в музейной работе и делаем все для дальнейшей популяризации имени Ивана Кавалеридзе.

Актуально в других разделах: