Потенциал креативных пространств в культурных центрах

Охрана культурного наследия — вопрос, актуальный как для больших, так и для маленьких городов Европы. Во многих странах множество исторических зданий находится в обветшалом состоянии или на грани разрушения.

Гражданские активисты и культурные деятели принимают решительные меры для их сохранения. После успешного завершения операции покинутые здания вполне могут превратиться в независимые культурные центры. Но не следует забывать, что использование исторических зданий влечет за собой не только новые возможности, но и серьезную ответственность. 

Моритцбастай — средневековая крепость, единственная часть старой городской стены в Лейпциге, которая сохранилась до наших дней. Город был построен в 1551–1553 годах, и с 1982 года служит культурным центром. Примерно 150 лет здание было частью школы. Торстен Райтлер (Torsten Reitler), представитель культурного центра, рассказывает, в каком состоянии крепость попала к ним в руки: 

“Моритцбастай была полностью засыпана землей, ее не использовали как здание, и никто понятия не имел, что с ней будет дальше. В ходе реставрационных работ, начатых в 1970-х, ее в буквальном смысле выкопали из-под земли. Мы столкнулись со множеством недостатков: например, акустические свойства концертного зала не очень хорошие и не сильно отличались от акустических свойств пещеры XVI века. Собственно, эта часть здания отводилась под воинское подразделение. Поэтому о хорошей акустике можно было даже и не мечтать. Мы хотели бы ее улучшить, но отделка стен тканью или что-то в этом роде испортила бы первоначальную и уникальную архитектуру, что для нас неприемлемо. Вот с такой проблемой мы столкнулись и все еще пытаемся ее решить, используя для улучшения акустики такие материалы как ткань и дерево».

Эта история содержится в «Руководстве по дизайну для культурных центров», в главе «Сохраненные здания». И это только одна история успешной борьбы и правильно выбранной тактики. В книге Петера Леного (Peter Lényi) можно найти еще 122 подобных примера.

10 апреля Петер и его друг Роберт Блашко (Robert Blaško) приехали в Ереван и провели там несколько дней.

«После того, как я окончил университет и получил степень магистра, мне нечем было заняться. Но у меня были друзья, которые хотели поэкспериментировать. Новоиспеченные основатели культурных центров иногда нуждаются в ответах на самые простые вопросы. И меня попросили этим заняться. Я узнал, какие культурные центры считаются лучшими, и их стоит посетить и исследовать», — говорит автор руководства Петер Леный о начале исследования независимых культурных центров.

Он работает в Братиславе уже 12 лет и является соучредителем архитектурной студии «2012». Исследования в области архитектуры начал в 2011 году, и с тех пор собрал 123 истории о культурных центрах.

Исследования позволили Петру Леному выяснить, какие условия нужны независимым культурным центрам для достижения успеха. «Успех зависит от того, к какому результату они стремятся, какой продукт хотят создать. Если цель — организовывать музыкальные мероприятия и приглашать известных людей, то правильнее выбирать для этого центр города. Старинный театр в Барселоне специализируется на современных театральных постановках, у него очень специфическая аудитория», — говорит Петер Леный.

10 апреля вместе с архитектором Робертом Блашко он посетил 23-ю встречу PechaKucha Night в Ереванском центре творческих технологий «ТУМО». Именно тогда нам удалось пообщаться.

Роберт Блашко рассказывает: «У всех историй в «Руководстве по дизайну для культурных центров» есть одна общая черта: люди просто находят пустое и заброшенное здание, заходят в него и дают волю фантазии — пытаются обновить пространство, открыть его для новых идей и проектов».

11 апреля ереванцам был представлен перевод «Руководства по дизайну для культурных центров» на армянский язык. Место проведения презентации было выбрано не случайно. Кафе ArtBridge Bookstore-Café на улице Абовяна в Ереване открылось 16 лет назад.

Тогда, в 2001 году, мало кто мог подумать о кафе, в котором можно было бы читать и даже покупать книги. Когда госпожа Шаке Аван-Карапетян открывала ArtBridge, ее мало кто поддерживал: «Мое окружение в основном говорило, что книжный магазин — это провальная идея. А на сегодняшний день нам уже тесно здесь».

С первого дня здесь представляли и продавали книги разных авторов. Само здание совсем не новое. Раньше здесь располагалось агентство: стены оставили, добавили новые комнаты. По словам госпожи Аван-Карапетян, трудностей было так много, что она уже и не вспомнит их, но готова рассказать о положительной роли, которую кафе ArtBridge сыграло для армянского общества: «Я могу с уверенностью сказать, что кафе ArtBridge оказало значительное влияние на появление новых книжных магазинов-кафе в Армении».

Как видим, армяне не отстают в своем стремлении к воплощению инновационных идей. Люди, в настоящее время занимающиеся улучшением нашего окружения и окружающей среды, находятся совсем рядом. Двенадцать из них представили свои идеи 10 апреля. На 23-й встрече PechaKucha Night в Ереване побывали как специалисты в сфере архитектуры, так и гости из-за рубежа.

Как уже было сказано ранее, мероприятие также посетили авторы «Руководства по дизайну для культурных центров» Петер Леный и Роберт Блашко. Следует упомянуть, что идеи, озвученные армянскими новаторами, были органическим продолжением представленных в книге рассказов. Каждая история говорила об успехе.

Ашот Снхчян. Директор архитектурной студии SNKH Ашот Снхчян утверждает, что за 3000 лет в архитектуре не произошло никаких крупных изменений.

Развитие информационных технологий открывает специалистам дополнительные возможности поиска подходящих архитектурных решений. Хотя так бывает далеко не всегда: «Примером может послужить случай из ХХ века — город Бразилиа, который проектировался как идеальный современный город, однако, так и не стал им», — говорит Ашот Снхчян. 

Он убежден, что важной составляющей успеха является грамотное использование информации, накопленной архитекторами и градостроителями: «Если специалисты в нашей области не изучат программирование и анализ больших данных, наша профессия может исчезнуть», — заключает он.

Меружан Минасян. Уроженец иранского Тегерана, Меружан Минасян переехал в Армению в 1997 году в поисках самореализации на постсоветском пространстве. «Когда мы заходили в здание, выходили на улицу или во двор, все выглядело обветшалым, но частные строения были довольно роскошными, в хорошем состоянии. Армения — страна контрастов».

Меружан Минасян заканчивает свое выступление такими словами: «Подумайте о здоровом будущем. Когда вы выходите из своей квартиры, дело касается уже не только ВАС, а НАС, и вас в том числе. Общественное пространство — это МЫ, и если вы можете мечтать о НАС, вы можете слиться с НАМИ в единое целое».

Сархат Петросян. Дом отдыха и творчества для писателей в Севане —один из лучших образцов советского модернизма. Архитектор Сархат Петросян и его команда приступили к разработке проекта его реконструкции. Сейчас работа идет полным ходом, а через год проект реконструкции будет представлен обществу.

«Формат работы, когда умные архитекторы сидят в офисах и что-то проектируют, не совсем характерен для нас. Мы скорее создаем группу заинтересованных лиц и будущих пользователей. Советуемся с ними, чтобы понять их потребности, и только после этого преступаем к проекту восстановления здания».

Гаяне Манукян. Все, кто стремится обустроить Ереван и сделать его столицей мирового уровня, много лет назад объединились вокруг проекта YEREVAN. За это время было опубликовано 88 журналов на русском языке и около 30 на английском, а в Ереване воплотились в жизнь более 20 благотворительных проектов.

Команда проекта YEREVAN 2.0 намерена начать разработку нового образа для Еревана. Ее не беспокоят утверждения о том, что в Ереване нечего изменять: он находится у подножия горы Арарат, и только этого факта уже вполне достаточно. Но... для того, чтобы Ереван стал действительно презентабельным, нужно серьезно поработать. Во время прогулок по городу на каждом шагу можно увидеть недостроенные или обветшалые здания, и вряд ли они вызывают положительные эмоции.

«Мы хотим превратить Ереван в город, соответствующий требованиям международного уровня», — объясняет Гаяне Манукян.

Армен Шатворян: «Что такое архитектура? Это музыка камней или творческая деятельность? Что это?» Архитектор Армен Шатворян считает, что архитектуры без соответствующей среды не существует: «В ходе моих размышлений я понял, что архитектура — это результат стремления организовать среду обитания человека».

Кстати, формат встреч PechaKucha был создан в Токио в 2003 году. Обширная система PechaKucha Nights работает в более чем 300 городах мира. На постсоветском пространстве встречи PechaKucha Nights проходят только в Санкт-Петербурге и Ереване.

design-handbook (ENG)

Актуально в других разделах: