Как заброшенный цех, завод или депо превратить в культурный центр

«На месте заброшенной фабрики открылась галерея», «креативные пространства изменили депрессивный район города», «унылое стало веселым» – такие истории всегда вдохновляют. Но старт их совсем непростой. Как работать с постиндустриальными пространствами, с чем столкнется команда, которая хочет освоить эти здания, – опытом делится Мария Значенок, лидер культурного пространства «Корпус», который разместился в центре Минска в заброшенном корпусе завода по производству телевизоров «Горизонт».

Мария, что такое постиндустриальные здания? Как и с чего начать работу по их превращению в креативные пространства?

Постиндустриальные здания – это бывшие заводы, фабрики, депо или большие предприятия, которые перенесли свою деятельность в другое место, либо прекратили ее. Таких заводов в Минске много. Я работала с двумя из них – это завод «Планар» и завод «Горизонт», где сейчас находится «Корпус». В обоих случаях столкнулась с одним и тем же. Первое, с чего надо начинать, – это договор.

Договор

Во-первых, нужно изучить все условия договора и попытаться улучшить их в свою сторону, обезопасив себя. Далее необходимо обратить внимание на сроки аренды в договоре: чем больше, тем лучше. На этом этапе здорово, если в команде есть хороший юрист.

Затем я советую рассказать владельцам здания, что вы планируете здесь сделать, какие неделимые улучшения появятся, и почему это будет всем во благо. Предметом таких переговоров должны стать арендные каникулы: «пока мы делаем ремонт, мы не платим аренду». Пока мало кто на это соглашается. Но я думаю, что постепенно владельцы будут идти навстречу.

Если вы планируете арендовать пространство, должны иметь денежные средства. Как минимум надо будет заплатить за два месяца аренды – первый и последний. В Беларуси все арендодатели практикуют такую предоплату.

«Неделимые улучшения»

Это работы по благоустройству здания, которые «я не смогу забрать с собой». Пол, стяжка, канализация, вентиляция, пожарная система, электрика – это все придется проводить, строить, создавать. Эти вложения мы не сможем вернуть или забрать. Не стоит бояться говорить с владельцами помещений о том, что вы делаете и какие уступки за это хотите.

Ведь реально эти здания пустуют. Еще пару лет назад собственники, а это чаще всего государственные предприятия, не понимали, что такое креативные индустрии, и почему мы хотим арендовать их помещения. Они не знали, с чем сталкиваются.

Сейчас все становится проще, потому что есть удачные примеры. Пространства положительно влияют на капитализацию завода. Туда начинает заселяться еще больше креативных офисов и инициатив, оплачивать аренду, заниматься благоустройством, улучшать все вокруг. В Минске такое взаимодействие уже начало происходить.

Цена

Первое время креатива будет немного, потому что надо будет заниматься строительными вопросами, согласованиями, вести переговоры и налаживать финансовую систему.

Когда владельцы замечают положительную динамику, они готовы снижать цену. Я не могу сказать, что все достается бесплатно. Это все равно это большие деньги. Но владельцы открыты к диалогу, они понимают, слушают и слышат. Это уже хорошо. Хотя, не могу сказать, что помогают.

Консультанты

Как минимум нужно проконсультироваться с юристами и бухгалтерами, которые помогут развести денежные потоки в рамках нормативной базы. Чтобы, сделав что-то, у тебя это не забрали.

Креативное пространство – это не только мероприятия и вечеринки. Это также хорошо работающая канализация, вода, электричество, оплаченные счета. В чем особенность ведения хозяйства в креативном пространстве?

Температура и обогрев. Например, первые два года в «Корпусе» было холодно. И мы очень долго изучали этот вопрос, привлекли «Центр экологических решений». Стояла задача без пушек и нагревателей утеплить помещение. Мы искали, куда уходит тепло, запенивали и замазывали щели, ставили тепловые экраны возле батарей. Закупорились со всех сторон. Параллельно мы разговаривали с «Горизонтом». Раньше это был цех, здесь велась работа и температура была комфортной. Но теперь зимой +12 – это дикость. Помещение было не готово для мероприятий. Я писала письма, делала заявки.

И мы добились своего – этой зимой в «Корпусе» было тепло. Задачу мы решили, хотя она состояла из множества частей.

Кроме того, этой зимой мы познакомились с коллегами из Дании, которые узнали о нашей проблеме и предоставили нам солнечную батарею для обогрева. Мы ее еще не установили, поскольку с той стороны здания, где солнце, у нас растут деревья. Мы бы хотели их сохранить. Надо установить все грамотно. Решаем вопрос.

Также я рада, что мы не работали со строителями, потому что нам не нужно было выравнивать стены «под ноль», нам надо было их просто покрасить. А строители не красят кривых, неподготовленных стен. Часто на ходу приходилось принимать разные решения, и они к этому не готовы.

Отходы. Мы начали разделять мусор. Бумага, стекло, пластик, батарейки, лампы – уже собираем. Пока у нас нет компостной ямы, но мы работаем и над этим вопросом.

Сад-огород. Во дворе «Корпуса» есть огород, где растет малина, ежевика, сакура, яблоня, земляника, клубника, цветущие растения крыжовник и виноград. Внутри помещения – растения, которые были не нужны людям, и они отдали их нам. Ничего не погибло, все растет и цветет.

Грызуны. Есть кошка. Она не просто так у нас появилась. Здесь заводская территория, и в какой-то момент завелась пара мышей. Мы вызвали службы, но честно говоря, не хотелось травить их химикатами. Мы нашли кошку. Мышек больше нет. Кошка – это здорово.

«Корпус» – это не «площадка в аренду». Это площадка, где проходят мероприятия. В 70% случаев организаторами являемся мы, в остальных случаях к нам приходят люди со своими идеями, которые мы совместно реализуем. Если к тебе приходят, а у тебя не работает туалет, надо как минимум знать, куда позвонить, и иметь достаточное количество средств, чтобы решить этот вопрос. Поэтому лидеры «Корпуса» должны понимать в электричестве, водоснабжении и пр.

В любой момент договор может быть расторгнут. Не обидно будет потерять все сразу, включая адрес?

Сейчас я понимаю, что «Корпус» – это не место. Это люди, которые его делают. Идея «Корпуса» может быть реализована в любом другом пространстве. Я думаю, что это начало новой большой истории Минска. Своими примером мы показываем, что идея существования креативных пространств в таком ключе возможна. Да, это сложно. Но я не могу сказать, что я сижу и боюсь. Поэтому, мой совет всем – не бояться.

Я считаю, что вся устойчивость работы зависит от устойчивости команды, лидеров которые понимают, куда они идут, что из себя представляют и что несут. Мы на виду, я это понимаю.

Была ли изначально концепция «Корпуса» или вы плыли по течению? 

Конечно, четкая концепция должна быть с самого начала. Желательно, чтобы концепцию можно было сформулировать одним предложением. Наша звучит так: «Корпус – это независимая открытая культурная площадка и команда, создающая условия для устойчивого развития взаимодействия и обмена опытом представителей современного искусства, культуры гражданского общества, предпринимателей и бизнеса». Ценности «Корпуса» – это открытость, гуманность, равноправие, толерантность, экологичность, инклюзивность и демократичность.

Имидж пространства, то как воспринимают его другие – стоит ли прилагать усилия, чтобы его создать?

Я думаю, что да, усилия надо прикладывать. Мы позиционируем себя, как площадка для взаимодействия инициатив, бизнесов, людей и всех остальных. У нас получается именно потому, что на всех этапах мы взаимодействуем со всеми.

Как распределяется работа среди команды «Корпуса»?

Все люди, которые работают в «Корпусе», становятся многопрофильными специалистами. У нас стираются рамки. Я думаю, что это тенденция. Наша общая работа – это режиссура мероприятий, использование площадки и расширение ее возможностей, общение с партнерами. Все, кто работает в «Корпусе», могут принимать участие в проектах с самого начала до их реализации. Мы в курсе, что в данный момент происходит в «Корпусе», у нас постоянное взаимодействие.

Каждому из лидеров ведь близко что-то свое…

Да, но что это значит в нашей работе? Сейчас у нас проходят художественные и фотовыставки, лекции, мастер-классы, обучение, массовые мероприятия, маркеты и концерты. Это то, что близко мне и Александру Богданову, с которым мы начинали. Мы не затрагиваем таких тем, как театр. Я думаю, что с приходом новых партнеров тематика и форматы будут расширяться. Например, с приходом Анны Дапшевичюте, которая работала в экологических организациях, мы стали больше развивать эконаправление. Я не исключаю, что со временем у нас в команде появится человек, который сможет привлечь еще одну сферу деятельности и будет ее курировать. Мне кажется, это замечательно. Концепция пространства должна быть гибкой, модульной и иметь возможность расширяться.

Можно ли найти партнеров, которые помогут в обустройстве помещения и сделают это бесплатно или в обмен на что-то?

У «Корпуса» есть несколько партнеров. Но не один из них не помогал нам деньгами. Нам помогали работой и материалами. Вот пол помогли сделать. Ряд работ и материалов в любом случае надо покупать. К партнерам надо стучаться, составлять партнерские предложения, ходить на встречи. У меня есть план того, что нужно сделать. Я понимаю, что нам нужны пол, краска, инструмент, оборудование. Делаю презентацию, пишу людям, которые располагают этими средствами, объясняю, кто мы такие, что мы делаем и что нам нужно.

Ни один человек не посмотрел на это негативно. Отказы были, конечно же. Но, наверное, такой у меня характер – я буду стучаться до последнего. Кто-то говорит «нет», кто-то «да».

Причины взаимодействия с нами – это наша отвага, наша простота и наше безумие. Партнеров у нас немного. Это Bosch, Remmers – немецкие строительные компании, «Финансовая лаборатория» – лучшие счетоводы, строгие и справедливые юристы SPP & Partners, неутомимый Гете Институт в Минске, маэстро и художник Сергей Селецкий и мастерская предметов из дерева WonderWorkers. Мы делаем все возможное, чтобы все были счастливы и довольны. Я думаю, причина сотрудничестве с нами, в том числе, – желание сделать что-то хорошее.

С вами сотрудничает довольно много волонтеров. Как привлечь людей приходить помогать в креативное пространство?

Во-первых, мы сами много где «волонтерили». Во-вторых, волонтер – это не просто человек, который пришел и ты дал ему кисточку. Это знакомства, коммуникация, вопрос-ответ. В-третьих, все чему-то учатся. Сейчас наши волонтеры дружат и помогают друг другу. Часто эта дружба перерастает в новые проекты. У нас есть база волонтеров – около 180 человек. У каждого человека из списка есть своя «суперсила».

Маша, вы делаете абсолютно разную работу. А что для вас самое интересное?

Самое интересное – это придумывать новые проекты и форматы. Интересно смотреть на реализацию идей, какие получаются мероприятия, декорации, афиши и т. д. Интересно на это влиять и видеть, как в твоих руках что-то создается. Для руководителя очень важно знать, как работают все уровни, как все выглядит на площадке. Тогда становится понятно, что надо улучшить и чего не хватает. Если бы я только сидела и подписывала документы, «Корпус» был бы совершенно другим, или его бы вовсе не было. Но в какой-то момент ты переключаешься, красишь стены, и этот напор дает свои результаты.

Почему людям нравится приходить сюда? 

Культурный голод, концентрация разных социальных образовательных развлекательных мероприятий в одном месте, знакомство с новыми людьми, обмен опытом, причастность к становлению новой истории города. Мы дружим и общаемся со многими инициативами, у которых есть свои идеи, но нет площадки. Мы предлагаем им проводить мероприятия здесь. Минску не хватает оффлайн-активности, для которой не нужно много места, но важно стать видимыми для людей. Все привыкли зашиваться у себя по норкам и там делать что-то свое. Я – за открытость. Давайте работать вместе. Креативное пространство не может закрыться на свадьбу или корпоратив. Оно всегда открыто для людей. Приходя сюда, человек попадает и на выставку и в кафе, знакомится и остается.

Актуально в других разделах: