Татьяна Пошевалова: «Культура – это не только фольклор»

Менеджер программ международной организации «ЕвроБеларусь», делится своим видением культуры и предлагает шаги по развитию потенциала креативных индустрий стран Восточного партнерства.

Самое важное сейчас – это изменение и расширение представлений как публики, так и профессионалов о том, что такое «белорусская культура». Например, преодоление разрыва между так называемыми «официальной» и «альтернативной» культурами. Как его преодолеть? Через понимание того, что вся культура, в разных ее проявлениях, – это наше общее наследие. Такого понимания пока нет, каждый видит свой маленький сегментик.

Если под культурой понимать не только набор жанров искусства, но также и культуру производства, бытовую культуру, политическую культуру, то можно констатировать, что культура – это наша жизнь. Каждый день мы делаем что-то, руководствуясь теми или иными культурными нормами и образцами. Именно в культуре живут понятия о том, что такое «хорошо» и «плохо», образы героев и антигероев общества. Эти образцы поддерживаются, передаются, а иногда, подменяются другими, в том числе, посредством образования и искусства. Поэтому роль культуры в обществе – это основа (чего не скажешь об уделяемом ей внимании в системе общественных приоритетов).

Комплексные и глобальные программы, такие как «Культура и Креативность» содействуют публичному обсуждению состояния сферы культуры и культурной политики. Способствуют включению в это обсуждение разных субъектов – тех, кто создает творческие продукты, кто их заказывает и покупает, тех, кто о них пишет, кто регулирует правила игры, кто культуру исследует и др. Причем глобальные программы помогают это сделать как в каждой отдельной стране, так и на региональном международном уровне.

На мой взгляд, в ближайшем будущем важно повлиять на следующие аспекты культурной жизни стран Восточного партнерства и особенно Беларуси:

  • Создание сети региональных контактов в регионе стран Восточного партнерства и со странами-соседями, являющимися членами ЕС. Пока контакты в области культуры – нерегулярные, их не назовешь системным сотрудничеством.
  • Необходимость совместных и сравнительных исследований. Для этого экспертные организации, занимающиеся исследованиями в сфере культуры, должны выработать и принять единую систему сбора и анализа данных. Это необходимо, для того чтобы сравнить данные разных стран. На сегодняшний день, к сожалению, все страны региона все еще используют советскую систему сбора данных, которая не совпадает с европейской. Это общая проблема.
  • Качественное изменение и расширение наших знаний о состоянии сферы культуры, о возможностях и угрозах. Под «угрозами» я имею в виду, например, вызовы, связанные с толерантностью и принятием других культур, проблемы современной идентичности. Конфликты обостряются. Как с этим жить и работать?
  • Повышение значимости культурной сферы и улучшение ее состояния. Понимание важности культурной сферы для любого общества – это условие нормального функционирования общественного организма. Качественное понимание того, что такое культура, необходимо везде, – от сферы государственной политики до общественных стереотипов. Пока эти стереотипы очень сильны и один из их результатов – остаточный принцип финансирования проектов в сфере культуры. Другие последствия это – неактуальные представления о трудовых стандартах, отношение ко многим явлениям в обществе и жизни. Все это зависит от культуры.

Новые условия для креативных индустрии: 4 шага для Беларуси

Шаг 1. Организовать публичный диалог. Прежде всего, это необходимо для преодоления двух наиболее значимых проблем развития сферы культуры в Беларуси. На сегодняшний день это следующие вопросы: идеологическая ангажированность культуры, особенно государственных программ в этой области; мощная неподконтрольная экспансия российской культуры и, как следствие, маргинализация белорусской культуры. Чтобы это понять, достаточно просто включить телевизор. Нет производственной цепочки, которая позволила белорусскому культурному продукту иметь равные условия для демонстрации и конкуренции с российским. Нет соответствующих инвестиций и возможностей для выхода к аудитории.

Шаг 2. Включение бизнеса и общественных объединений (негосударственного сектора) в процессы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере культуры, развитие инновационных профессий. Технологии меняют представление о традиционных профессиях. Например, в сфере кино производство идет на новый лад, технологии меняют все изнутри. Старая профессиональная школа уже неактуальна. Или другой пример – «заказчик культурного продукта» – пока эту деятельность даже не воспринимают, как профессию. Но если нет грамотного заказа, не будет и качественного продукта.

Шаг 3. Продвижение современных представлений о культуре. В частности, расширение представления от узкого понимания о культуре (например, ассоциация «культура-фольклор»), до понимания культуры как целостного комплекса норм и правил человеческих отношений (трудовая культура, культура коммуникации, политическая культура и т. д.). Также важно ответить на вопросы: образ какого героя сегодня транслируется в общество? Какие нормы отношений предлагаются и являются популярными? Что правильно для мужчины и женщины, исходя из песен, которые звучат в эфире? Все это также нуждается в анализе и осмыслении.

Шаг 4. Открытие доступа к кредитным, грантовым и иным финансовым источникам. Создание заказа на культурный продукт. Пока у нас основной заказчик – государство. Все уповают на него. Нет свободных средств, чтобы художники могли кредитоваться. Страна небогатая, и условий заниматься культурой, чтобы это было выгодно, нет. Эта деятельность не считается важной и перспективной. Беларусь пока не включена в креативные и культурные процессы в Европе на уровне министерств и других официальных структур – и это тоже проблема. 

Актуально в других разделах: