5 уроков из консультаций относительно Культурной Cтратегии Грузии-2025
-
Открытость процесса
Первый черновик Стратегии — это результат двухлетней работы. Она началась с коммуникации Министерства культуры и охраны памятников Грузии с заинтересованными сторонами из 12 регионов и 19 тематическими группами, представленными 1 484 гражданами. 65 человек прошли онлайн-опрос, и первые впечатления были собраны в 350-страничный документ, который впоследствии был подытожен на 65 страницах чернового варианта Стратегии. Документ акцентирует на 10 следующих ключевых аспектах: повышение осознанности и уровня образования; доступность культуры и культурное многообразие; место культурной политики в других сферах общественной политики; вознаграждение и социальные гарантии; механизмы финансирования культуры и искусства; развитие инфраструктуры; лучшие практики управления; культурные и креативные индустрии; защита интеллектуального права и интернационализация культуры. В настоящий момент документ находится на финальной стадии и вновь стал предметом обсуждения в Тбилиси и регионах. В Тбилиси встречи организует программа Восточного Партнерства «Культура и Креативность», в регионах дебаты проводит Министерство.
-
Противопоставление личного мнения мнению групп
Рагнар Сиил, модератор проходивших в столице консультаций, намекнул, что на Западе, в том числе в его родной Эстонии, конфликт в подобных консультациях в основном создается напряжением между институционализированными и неинституционализированными культурными агентами, в то время как в Грузии причиной антагонизма обычно становится вызов, бросаемый весу традиционных искусств новыми тенденциями. В реальности в процессе формирования воззрений в сферах искусств и культуры Грузии доминируют личные/субъективные мнения агентов, которые чрезвычайно разрозненны и дезорганизованы. Рекомендации и предложения от людей продолжали поступать вплоть до истечения срока. Как следствие, определение качества и объема их участия, а также оценка обратной связи представляют проблему. С другой стороны, одно не вызывает сомнения — текущие консультации стали прекрасной возможностью усилить желание заинтересованных сторон в участии и дать им больше уверенности в процессе.
-
Важность Плана действий
Представители гражданского общества легко согласились с тем, что в конечном итоге Стратегия будет способствовать большей ясности в вопросе миссии культуры и повысит общественный интерес к этой сфере и, следовательно, процесс нужно приветствовать и поддержать. В то же время они постоянно напоминали, что это храброе начинание будет иметь мало смысла, если, во-первых, документ не получит легальной обязывающей силы и, во-вторых, процесс написания Плана Действий не будет по крайней мере столь же прозрачен и открыт. Что, несомненно, имело смысл, так это то, что участники консультаций непрерывно напоминали: Стратегия — это шанс договориться только о базовых принципах, стратегических целях и задачах, но не о конкретных действиях — тех, которые так ожидает весь сектор. Действия должны быть оговорены в Плане Действий сразу же после принятия Стратегии. Естественно, творческие люди особенно нетерпеливы в смысле реальных шагов и изменений. Стратегия воспринимается как мост к таким действиям, и представители сектора чувствуют заботу об этом мосте.
-
Личное vs Сетевое общение
Консультации так же выявили некоторые слабые стороны, в первую очередь, в сфере коммуникации. Несмотря на то что все общество пронизано социальными сетями, опора только на них и формат сетевого обсуждения не дали достаточных средств для эффективного распространения информации и повышения осознанности. Возможно, это частично результат раздробленности грузинской культуры, но так же и неотъемлемая часть взгляда художника на человеческие отношения. В любом случае личное взаимодействие в процессе консультаций продемонстрировало, что субъекты искусства и культуры особенно ценят возможность непосредственно общаться с людьми, принимающими решения.
-
Четкие дальнейшие шаги после консультаций
В результате консультации выявили внушительный список рекомендаций. Наиболее важными являются следующие: усилить документ амбиционным и вдохновляющим видением культуры, прямо указать, что искусство и культура чрезвычайно важны для Грузии, что культура Грузии должна иметь международное значение и что необходимо ввести инновационные механизмы финансирования искусства и культуры. В целом, процесс близок к завершению — Министерство Культуры обещало передать документ в правительству на рассмотрение до конца марта 2016.