
ARTsakh Fest: как заброшенный театр возвращает зрителя
Лора, чем вас заинтересовал этот фестиваль?
Вот уже два года я работаю над проектом, посвященным теме сообществ, идентичности и культурной среды. За это время я побывала во многих странах. В основе проекта — мой поиск связи со своими корнями. Я из племени американских индейцев Ламби — сообщества, идентичность которого по-прежнему отрицают в Соединенных Штатах.
Для Арцахского фестиваля я сделала инсталляцию под названием «Научиться летать». Она окончательно сформировалась во время фестиваля. Я попросила людей написать письмо своим праотцам: члену семьи или предкам этой земли, или кому-то, кого считаешь своим учителем. То есть людям, которые были до нас. Затем из этих листков мы сделали самолетики и запустили. Я хотела, чтобы люди физически ощутили и это письмо, и то, как они отпускают эти слова. А в конце я собрала самолетики и поместила их в мою инсталляцию.
Когда я приехала в театр, тут ничего не было. Было очевидно, что здание заброшено в течение долгого времени, оно разрушается. Были только грязь и тишина. Метаморфозы, которые произошли за эти дни, похожи на волшебство. Видеть, как это место наполняется жизнью, голосами... Люди могут создавать и восстанавливать окружающее себя пространство, просто для этого нужны воля и силы.
А как вы начали заниматься искусством?
У меня нет художественного образования, но есть ученая степень в сфере коммуникаций. Получив диплом, я начала работать с сообществами и как-то автоматически эта работа начала находить свое выражение в художественных формах. Никогда не обращала внимания на красоту, не стремилась к какому нибудь результату. Меня всегда увлекал процесс.
У меня не было ни специального образования, ни опыта, ни лишних денег, но в определенный момент я решила открыть галерею и арт-резиденцию. В Бруклине, в районе Red Hook, я основала арт-пространство DE-CONSTRUKT. Думаю, это был странный шаг. Но мне очень хотелось, чтобы у художников было место, где к ним относились бы хорошо по-настоящему, где бы их понимали и поддерживали их идеи.
Как создание этого пространства повлияло на жизнь сообщества?
В этом районе много социального жилья для бедных людей, в основном, афроамериканцев. Многие говорили мне, что я не то место выбрала для выставочного зала, там небезопасно, кому это нужно и так далее. Но это было то, что было нужно мне.
В первые дни жители окрестностей приходили и стояли у входа. Потом они спрашивали, сколько стоит входной билет, и очень удивлялись, когда узнавали, что они могут свободно приходить и общаться с искусством совершенно бесплатно. Сам факт существования галереи служил намеком, что искусство — это то, в чем они могут нуждаться, к чему они, возможно, захотят приобщиться, а также, что есть возможность легко удовлетворить эту потребность. Мне нравится, что я могу изменить что-то, как то повлиять на жизнь сообщества.
Что вы думаете об инициативе Арцах Феста?
Этот фестиваль — один из лучших способов привлечь внимание людей к зданию театра. Это место кажется всем знакомым, но мало кто может себе представить, каким разным оно может быть, и какое влияние может оказать на жизнь сообщества. Для жителей Степанакерта возможность вернуться в это здание, войти сюда еще раз — это как вернуть то, что им принадлежит, вернуть историю. Это похоже на возвращение собственных воспоминаний и внутреннего мира. И очень важно для Арцаха.
За время фестиваля я услышала так много историй от людей — их эмоции, воспоминания и переживания. Это было потрясающе. Также наблюдала много молодежи, у которой ранее не было возможности установить связь с этим театром.
Думаю, я все это ощущаю особенно остро также из-за собственной истории, истории моего народа. Его идентичность отрицается, и я знаю, как важно нам вернуть нашу землю, иметь возможность делиться нашей культурой с новыми поколениями.
Конечно, требуется время. Многих местных жителей фестиваль озадачил, не все поняли происходящее. Я видела, что были люди, которых либо не заботило то, что здесь происходит, либо они не понимали. Другими словами, следует продолжать работать и дать возможность сообществу накапливать опыт, который поможет начать понимать язык искусства и способы общения с ним.