Кейс Ольги Салахеевой и Павла Нехаева: о специфике фестивальной деятельности в Беларуси
Mental Force – фестиваль электронной музыки и цифрового искусства, инициированный в 2014 году белорусскими лэйблами Foundamental Network и Force Carriers при поддержке Goethe-Institut Minsk. В команде четыре человека: Ольга Салахеева, Юлия Ковязина, Виктор Каменецкий и Павел Нехаев. В 2017 Mental Force объединился с польским Unsound Festival в рамках серии событий Dislocation, прошедшей в Восточной Европе и Центральной Азии.
O целях фестиваля
Павел Нехаев: Прежде всего, мы хотим привлечь внимание к белорусской сцене – и извне, и внутри страны. Не экзотикой “последней диктатуры” или китч-романтикой “Нового Востока”, а музыкой и искусством. Нашей сцене больше 25 лет, она не менее интересна, чем в соседних странах. Но у медиа свои приоритеты, зависящие от разных факторов, прежде всего, политических.
Ольга Салахеева: Мы ставим перед собой задачу привозить артистов, которых не хотят или не могут привезти другие промоутеры, делать совместные проекты с музыкантами из разных стран. Важно дать возможность местным талантам, которые достойны выступать по всему миру, но редко или совсем не выступают за границей, сыграть вместе с гостями, стать увереннее, получить импульс и контакты.
В целом, важно наладить междисциплинарный диалог – вовлечь музыкантов, видео- и медиа-артистов, исследователей в общую коммуникацию и сотрудничество.
О наболевшем в деятельности куратора фестиваля
Павел Нехаев: Локации и финансы – всегда проблема. Даже если найти деньги (собственные, партнерские, спонсорские), то без подходящего и надежного места фестиваль не выйдет. Интересные локации закрываются, либо имеют проблемы, из-за которых там нельзя делать полностью официальные события с зарубежными партнерами. Часто владельцы предлагают арендовать их пустое и плохо звучащее помещение за неразумные деньги. Пока у нас нет хорошего, вместительного клуба, которым бы владели или управляли люди из музыкальной среды. Разве что “Корпус” – прекрасное место, но у них рядом жилые дома, рейв не устроишь.
В Беларуси нельзя продавать билеты и рекламировать событие, пока не получено официальное разрешение от городских властей, поэтому мы не можем финансировать подготовительную фазу фестиваля предварительными билетами. А разрешение не дадут, пока неизвестен окончательный состав выступающих. Но с артистами нельзя подписать контракт, пока не подписан контракт с заведением! А некоторые места и хотели бы провести у себя качественный фестиваль, но не могут сделать все легально – у кого-то нет лицензии на бар, ограниченная вместимость, а то и вообще нет разрешения на проведение культурно-массовых мероприятий. Где-то владельцы – гомофобы, которым плевать на репутацию – и свою, и тех, кто с ними работает. У кого-то проблемы с пожарной безопасностью, с электричеством (как в цехах заводов-должников) и т. д. В итоге, место проведения может определиться всего за пару месяцев до события!
Ольга Салахеева: Даже подписание договора с клубом не гарантирует, что там все будет работать как часы. Клуб может быть по уши в долгах и с ним не захочет сотрудничать наш потенциальный спонсор. А персонал клуба, возможно, недополучает зарплату, поэтому отлынивает и саботирует работу. А мы же не обязаны доплачивать еще и каждому технику – у него есть работодатель.
Из-за общей экономико-политической ситуации в стране бизнес работает нестабильно, владельцы клубов и цехов сами не уверены в завтрашнем дне, поэтому стараются выжать из промоутера максимум прибыли здесь и сейчас, не заботясь о долгосрочном сотрудничестве.
Павел Нехаев: К счастью, нам все по большей части удавалось без серьезных проблем. Читая интервью с другими организаторами отличных фестивалей, которые теряют большие деньги или сталкиваются с другими неприятностями, понимаем, что у нас все в порядке.
Ольга Салахеева: Оба раза наш фестиваль проходил в бывших заводских кинотеатрах с огромными экранами. Это важнейшее условие, так как большинство наших артистов выступают с аудиовизуальными перфомансами. Для лекционно-дискуссионной программы ищем другие интересные места.
Можно унылое место превратить в уютное, наполнив его своей атмосферой и энергией. Но у каждой локации уже есть репутация – и часть публики может не пойти в клуб, который она не любит или “стесняется любить“, туда, где по слухам плохой звук, куда добираться дольше минут на 15-20, либо место просто “немодное”. И не важно, что звук настроил один из лучших звуковиков Европы, а составу артистов позавидует любая соседняя столица.
О слиянии Unsound Dislocation и Mental Force Festival
Ольга Салахеева: Главное, что мы получили от слияния, – это, безусловно, синергия. Нам было легче договариваться с артистами – не пришлось убеждать их в надежности нашей команды, сработала репутация и личные связи Unsound Festival, профессионализм его организаторов. Для Unsound было важно работать с опытной и близкой по духу местной командой. Нас они знают уже много лет, еще с тех пор как в 2007 и 2008 в Минске прошли четыре выпуска Unsound, которые тогда с белорусской стороны делала команда Влада Бубна.
Павел Нехаев: Мы инициировали Mental Force в 2014, но к тому моменту у всех нас был уже большой и разносторонний организаторский опыт. Основатели Foundamental Network – Виктор Каменецкий и Юлия Ковязина – делают электронные вечеринки с 2007-2008, помогали в организации экспериментального фестиваля InTouch в 2009. В 2011 году мы вчетвером, Галерея “Ў” и итальянские организаторы провели минский “съезд” видеоартистов Live Performers Meeting – тогда приехало более 100 артистов из 20 стран. С тех пор и задумались о своем аудиовизуальном фестивале. Мы вдвоем набирались опыта, курируя аудиовизуальную программу ежегодного образовательного фестиваля Artes Liberales, где есть и музыка, и видео/медиа-арт, лекции, дискуссии и воркшопы (из Украины приглашали Аллу Загайкевич, Poly Chain, Янину Пруденко, Влодко Боднара).
Разумеется, у Mental Force и Unsound немного разные концепции и предпочтения, а Минск и Краков, Минск-2007 и Минск-2017 – разные города, поэтому мы стремились найти компромисс и баланс – между гостями и локальными артистами, разными стилями, музыкой, инсталляциями и “днями знаний”.
Ольга Салахеева: К тому моменту, как возникла идея объединить наши фестивали, мы уже работали над своим – готовили белорусско-польскую коллаборацию музыкантов Miniatury и вели переговоры об еще одном международном аудиовизуальном совместном проекте, который, к сожалению, пришлось отменить, чтобы вписаться в бюджет “двойного” фестиваля.
Помимо Unsound, к нам присоединился и Павел Данков из промо-группы “МЕЧТА”, который хорошо знает молодое поколение любителей техно. Так что, объединение было на пользу всем. В фестивале также участвовали наши коллеги-промоутеры из Гродно (серия вечеринок Аб’ект) и Белостока (Up To Date Festival). Был и интересный опыт работы с конференцией Create IT, которую организовала программа “Культура и Креативность”. Мы открыты к сотрудничеству и с другими промоутерами и творческими сообществами Беларуси.
Об устойчивом развитии фестивалей
Ольга Салахеева: Пока об устойчивом развитии нам говорить рано. Мы не готовы делать такой фестиваль каждый год. У всех есть работа, семьи и творческая жизнь – это тоже важно. Быть организатором и артистом тяжело: хочешь подготовиться к своему выступлению на все сто, а должен решать множество организационных вопросов.
Есть внутренние и внешние факторы, которые важны для устойчивого развития. Внутренние – это готовность команды жертвовать временем, энергией и нервами в течение 6-9 месяцев работы над фестивалем. Сгорать, а потом снова возрождаться из пепла для следующего фестиваля.
Внешние – прежде всего экономическая среда, а следовательно, взаимодействие с партнерами, заведениями, уровень доходов наших посетителей, музыкально-фестивальная повестка в тот или иной год-месяц.
Павел Нехаев: Важный момент – стратегические планы институций и их бюджеты. Будем откровенны, без Гёте-Института и других зарубежных институций не было бы ни нашего фестиваля, ни многих других арт-проектов в Беларуси. Такой фестиваль не проведешь за свои деньги – и спонсоров не так просто найти, если у вас не поп-музыкальный или пивной фест. В то же время это – не часть “официальной культуры”, мы не можем претендовать на поддержку государства, да и не хотим его вмешательства. На европейские грантовые программы из Беларуси подаваться сложно. Публика же либо ограничена в средствах, либо имеет другие увлечения.
Ольга Салахеева: Важным позитивным “внешним” фактором стало введение в 2017 пятидневного безвизового въезда в Беларусь. Это очень нам помогло, ведь постоянно гастролирующим артистам крайне неудобно выкраивать время на получение белорусских виз. Недавний указ о 30-дневном бизвизе еще больше открывает Беларусь миру.
О перспективах Mental Force Festival
Ольга Салахеева: Из краткосрочных планов – зарегистрировать организацию (пока что мы – группа друзей, один из которых предприниматель), найти деньги на следующий фестиваль, расширить географию артистов и партнеров, палитру стилей и форм, найти подходящее и надежное место, а лучше несколько.
Хотим собрать людей и успешно провести фестиваль с минимальным ущербом для нервов и с доходом, достаточным, чтобы заплатить белорусским музыкантам достойный гонорар. Зарубежные артисты, как правило, финансируются культурной институцией из их родных стран, а своим мы платим из выручки за билеты – после покрытия расходов на весь продакшн фестиваля, технику и т.п. Поэтому важно, чтобы публика понимала – билеты мы продаем не для самообогащение, а чтобы оплатить аренду клуба, технику для артистов и иметь после этого возможность заплатить местным музыкантам. Нравится артист? Сэкономь на паре бокалов пива и купи билет, вместо того, чтобы просить о бесплатной проходке.
Мечтаем сделать сателлитные события в других городах Беларуси.
Павел Нехаев: В долгосрочных планах – войти в сеть фестивалей ICAS. Реализовать трехлетний совместный проект, на который мы подали заявку вместе с дружественными фестивалями из нескольких стран.
Хочется действительно встать на путь “устойчивого развития”. И сделать так, чтобы Минск и Беларусь были не белым пятном на культурной карте Европы и не очередной локацией для секс-сафари в постсоветских декорациях, а местом, о котором знают: сюда можно поехать за отличной музыкой, искусством и неповторимой творческой атмосферой.
10 советов для тех, кто испытывает трудности на пути к реализации фестивальных проектов:
-
Прежде всего подумайте: нужно ли вам это? Делать фестиваль – значит, работать несколько месяцев, зная, что вполне вероятно вы не получите оплаты, адекватной приложенным усилиям. У нас интенсивный процесс подготовки занимает около полугода, но прошлый выпуск начали готовить за 9 месяцев.
-
Определитесь, какой фестиваль вы хотите делать, зачем и для кого? Если для популярности и заработка – вам будет проще найти спонсоров, собрать многотысячную публику и привлечь медиа. Если для того чтобы послушать любимых артистов, может, дешевле съездить на их выступление в другую страну? Не надо заниматься тем, в чем не разбираетесь и не любите. Не нужно делать событий, на которые бы вы сами не пошли.
-
Если что-то не получается из раза в раз, стоит вернуться на шаг назад – к проектам поменьше. Поучаствовать как соорганизатор или партнер в другом фестивале, сделав на нем свой танцпол/секцию.
-
Познакомьтесь с коллегами в соседних городах, сценах и странах, узнайте, есть ли у них такие проблемы и как они их решают.
-
Проведите “анализ навыков” – выясните, что может делать ваша команда. Кто у вас промоутер, букер, юрист, дизайнер, переводчик, кассир? Определите, какие из этих “позиций” точно сможет закрыть команда, каким навыкам можно успеть поучиться, а для каких задач лучше привлечь дополнительных людей, в том числе волонтеров. Что можно поручить волонтерам, кто их будет координировать и какой интерес волонтерам участвовать в вашем фестивале, какой опыт они получат?
-
Реалистично планируйте проект, управляйте задачами, используя какую-то программу для менеджмента проектов. Мы пользовались Asana – очень помогло!
-
Детально проговаривайте все. Заключайте договоры. Перестраховывайтесь.
-
Экономьте свои силы. Например, мы думали сделать еще один танцпол на фестивале – хороших местных артистов в нашем “виш-листе” хватило бы на несколько сцен. Но вовремя отказались от этой идеи – просто не хватило бы ни бюджета, ни людей на координацию еще одной площадки.
-
Дружите с медиа. А главное – знайте свою аудиторию! Нужно просто быть ее частью. Как правило, аудитория, которая вам нужна, знает артистов, которых вы приглашаете, либо доверяет вашему вкусу и чутью – если у вас уже есть добрая репутация и вы делали хорошие ивенты раньше. Аудитория приходит посмаковать музыку вместе с вами.
-
Ориентируйтесь на локальные сообщества, приглашайте артистов из разных тусовок – так и лайнап соберете интересный, и свою публику они приведут.
* Узнать больше об Ассоциации «Культура и Креативность»
Фото: Виктория Харитонова, Павел Нехаев, Юлия Васильева