Как исцелять театр

Рубен Бабаян, режиссер и директор Кукольного театра имени Ованеса Туманяна, считает, что театры в Армении имеют определенные нужды, однако главная из них не финансовая.

Ереванский кукольный театр имени Ованеса Туманяна – один из культурных центров Армении – является наиболее стабильным, даже во времена энергетического кризиса, холодной зимы и отсутствия электричества, театр ни на один день не остановил свою работу. Ереванский кукольный театр больше всего отправляется на гастроли; он является площадкой самовыражения и творческих свобод для молодых артистов, ставит также оригинальные спектакли для взрослых. 

“Для театра каждой страны государственная поддержка является обязательной; даже в Соединенных Штатах широко применяются меценатство и спонсорство; все равно: театры – из тех немногих культурных центров, которые получают также государственную поддержку”, – говорит Рубен Бабаян, режиссер и директор Кукольного театра имени Ованеса Туманяна. С другой стороны, он выражает мнение, что только государственной поддержкой нельзя ограничиться, так как государство имеет и другие важные проблемы. 

Г-н Бабаян сожалеет о том, что за 25 лет независимости Армении так и не был принят закон о меценатстве и спонсорстве.

“Вопрос касается не только финансовой стороны; необходимо связать бизнес с искусством, сделать так, чтобы бизнесмены были заинтересованы в поддержке искусства, что имеет большое значение не только для финансирования искусства, но и, в целом, для пропаганды культуры в обществе. Успешные люди являются хорошим примером для общества. И когда публика видит, что успешные деловые люди и организации спонсируют искусство, то это создает систему ценностей. Мы часто связываем некоторые вопросы с государственным финансированием, что в театрах приводит к государственной догматической структуре. Театр по закону является ГНО (государственная некоммерческая организация), а такие организации в пределах подобного закона абсолютно не подчиняются гибким развитиям. Характер творческой работы предполагает совсем другие трудовые отношения, чем в структурах других областей. Однако, театры также находятся в пределах того же трудового законодательства: принять людей на работу, пройти испытательный срок, подписать контракт, переход на полную ставку и т. д. Такая официальность приводит к застою в творческой сфере, тогда как чем больше свободы в трудовых отношениях, тем лучше. Наше законодательство ужасно затвердело, и на самом деле, совершенно нет никакой разницы между производством сосисок и производством спектакля. Например, Закон о закупках не принимает во внимание тот факт, что театр производит эксклюзивную продукцию. В конце концов, когда мы ставим спектакль, мы не выбираем самые дешевые материалы, а то, что нужно. Другие правила должны быть соблюдены при производстве эксклюзивной продукции”, – убежден  Рубен Бабаян.

По его словам, установленные штатные должности в творческом коллективе и четко определенные штаты также приводят к застою театра. “По примерам всех театров знаем, что многие штатные актеры либо вообще не играют, либо играют в 1-2 спектаклях за месяц, но их не увольняют с работы, так как сразу возникают социальные проблемы. К сожалению, не разрешен вопрос пенсии творческого работника: не знаем, как долго человеку дан талант, но в активное время своего таланта искусствовед должен получить столько денег, чтобы завтра спокойно уступить свое место молодым талантливым коллегам. В нашей стране абсолютно не функционируют профсоюзы, никто не защищает прав творческих работников”. 

Узнайте больше на сайте: http://ru.aravot.am/2016/10/06/223198/ 

Актуально в других разделах: