От образования до выхода на глобальные рынки: что необходимо для работы IT-сектора и культурных и креативных индустрий

На первом дне форума «CREATE IT – Технологии для креативного будущего» в Минске руководитель программы «Культура и Креативность» Тим Уильямс отметил, что «к 2050 году в Великобритании, как утверждает Оксфордский университет, 35% всей работы на рынке будет выполняться машинами».

«Выживут только несколько профессиональных секторов, – подчеркнул он на круглом столе «Развитие креативных индустрий в современном мире технологий: с точки зрения культуры, образования и экономических перспектив». – Это специалисты IT-индустрии, и люди, вовлеченные в культурный и креативный секторы».

«Именно это сотрудничество дает новые рабочие места и расширяет границы, – поддержала коллегу Андреа Викторин, руководитель представительства Европейского союза в Беларуси, подчеркнув, что будущее за современными технологиями в сочетании с культурным и креативным потенциалом. – В сегодняшнем глобальном мире нельзя больше работать в маленькой коробке. Необходимо вхождение в трансграничный контекст, которое способствует развитию сетей, поиску новых рынков, и содействует росту имиджа страны».

В своем исследовании «Потенциал развития креативных индустрий для экономики Беларуси» эксперт Кристина Фарина из Португалии констатировала, что в Беларуси существуют возможности для развития IT-сектора. Тем не менее, среди вызовов белорусской среды она назвала разобщенность творческих и цифровых индустрий. «Я вижу нехватку официального признания креативного сектора. Политика государства опирается на более традиционную модель поддержки культуры». Не способствует развитию экономики и слабый уровень формирования гражданского общества. «У вас есть ряд прекрасных инициатив, которым может позавидовать и Португалия – «Будзьма беларусами!», «Мова нанова», но почему в подобном ключе не рассказать о вашем творческом сообществе?» – порекомендовала эксперт. Также она подчеркнула необходимость выстраивания каналов коммуникации между официальным и неофициальным сектором, важность включения локальной экспертизы в международное сообщество.

Первую сессию «Взаимодействие культуры и технологий: перспективы и вызовы» на круглом столе открывал Эндрю Эрскин, эксперт Tom Fleming Creative Consultancy из Великобритании. Он рассказал о ярких проектах, использовавших междисциплинарыне подходы, а также выделил главные вопросы, актуальные для подобного сотрудничества культуры и технологий. «Как обеспечить вовлечение новых бизнес-моделей в культурные организации? Как их реализовать? Как выбрать идеи, которые могут быть преобразованы в перспективе и позволят выйти на новый уровень?»

Лидия Лобанова, руководитель образовательных и межмузейных проектов Политехнического музея (Россия), актуализировала проблему доступности технологических новшеств. «В попытке создания яркого проекта у авторов возникает искушение забыть о посетителе, – констатировала она. – На сегодняшний момент это один из главных вызовов: как сделать проект, который был бы ориентирован на аудиторию, а не работал как технологичных проект ради технологичного проекта?»

Джил Казинас, руководитель проекта Europiana (Нидерланды), подчеркнула важность доступности культурного наследия, которую дают цифровые технологии. «В нашем проекте интегрированы библиотеки, музеи, галереи Европы. 54 миллиона различных объектов. И чем более открыты к предоставлению данных культурные институции, тем больше они выигрывают. Мы предоставляем людям новые способы взгляда на информацию, которые приводят их в музеи».

Проблемы с наличием открытых цифровых архивов в Беларуси констатировала Алла Сташкевич, эксперт Института культуры Беларуси. «Банк данных историко-культурного наследия закрыт для общества, Каталог музейного фонда не соответствует стандартам. К сожалению, слабость технической базы также не способствует развитию цифровой среды в этом направлении».

Арек Кешишян, преподаватель образовательного центра креативных технологий Tumo (Армения) обозначил основные приоритеты своей организации на второй сессии круглого стола – «Развитие креативных и технических навыков и компетенций». «Прежде чем приступить к занятиям с преподавателями в Tumo, ребенок проходит важный этап самообразования, который позволяет определиться с направлениями, которые ему интересны».

Развитие лидерских качеств у детей – в приоритетах и академии подростков TeenGuru (Беларусь). Ее руководитель Надежда Путята отметила: «В 12-17 лет дети хотят добиваться успеха, делать свои проекты, изобретать. И мы хотим сохранить в них дух предпринимательства».

Валентина Чекан, руководитель IT Princess Academy (Беларусь) обратила внимание на нехватку технического образования у девочек. Этот пробел и восполняет ее образовательная инициатива, направленная на «поворот приобретенных художественных навыков девочек в техническое состояние». «Также нам важно было включить в нашу программу обучения все, что связано с развитием soft skills: курс критического мышления, креативности, интернет-безопасность… Понимание того, какой социальной значимостью обладает труд дизайнера, разработчика, психологические аспекты, позволяющие развивать социальную эмпатию».

«На уровне отдельных образовательных инициатив, проблема развития креативных и технических навыков у нас решена, – развивает тему директор Edu4future Association Елена Мельченко (Беларусь). – Но что делать в масштабах страны? У нас огромная классическая система образования, которая слабо учитывает требования времени. И самое страшное, что в результате сложившейся системы, в опыте молодого поколения отсутствует состояние выбора».

«11,4% всех компании Эстонии задействованы в секторе культурных и креативных индустрий», – эксперт по креативным индустриям программы «Культура и Креативность» Рагнар Сиил открыл третью сессию круглого стола «Экосистема для развития креативной экономики». «Люди сегодня ищут эмоциональный опыт, впечатления, они готовы платить за нематериальные аспекты культуры. Вот почему сейчас время больших возможностей для креативных индустрий, – подчеркнул спикер. – Нужно создавать условия для развития множества инициатив».

«Под крышей нашего бизнес-инкубатора работает 150 предпринимателей, – отмечает директор белорусского молодежного проекта Рыма Епур (Минск, Беларусь). – Если научиться не ставить преград, решение всегда можно найти».

«Существует три фазы принятия системы: отрицание, осознание и использование, – делится видением ситуации генеральный менеджер инкубатора креативных интернет-медиа Digix.eu Мартин Аадамс (Талин, Эстония). – Этот принцип работает и в отношении креативных индустрий. Первая стадия особенно болезненна, но через нее нужно пройти. И еще важно помнить о том, что занимаясь креативным бизнесом, вы не должны забывать про бизнес».

Директор «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико свою позицию сформулировал следующим образом. «До тех пор пока люди будут мыслить в локальных категориях, движения не будет. Для нас сегодня основная цель – четкое понимание того, что любой проект должен иметь оценку в глобальной среде». «В центре создания креативной индустрии – должно быть ядро этой индустрии». «Ресурсы найти легко, а вот идеи и лидеры – в дефиците».

Актуально в других разделах: