КАК ЕС ПОМОЖЕТ РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ В 6 СТРАНАХ ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА 

Тим Вильямс, специалист по культурным и креативным индустриям Программы ЕС и Восточного партнерства «Культура и креативность», рассказывает, в чем особенности реализации Программы в Украине и каковы ее перспективы

– Г-н Вильямс, несколько слов о предыстории «Культуры и креативности». Что ей предшествовало? И что стимулирует ее сегодня?  

– Эта программа, безусловно, одна их важных инициатив Европейского Союза. И особенности ее появления уходят корнями в тот период развития культурного сектора, когда правительство Великобритании возглавлял Тони Блэр, и появился феномен Cool Britannia как способ увеличить инвестиции и туризм с помощью культуры. Темы культуры и европейских ценностей – родственные. Возможно, кто-нибудь по инерции относит к «традиционным» сегментам культуры только архитектуру, живопись, театр, кино… Но ХХ, и особенно XXI век, демонстрируют, что спектр культуры – разнообразный. Мы живем в информационном обществе, что означает возросший спрос на дизайн и контент. Поэтому современная культура впитывает в себя, в том числе, и дизайн, и радио, и ТВ, и развитие IT-технологий. В каком-то плане даже социальные сети – отражение тех или иных социально-культурных процессов. Культурный сектор сегодня дает Евросоюзу более 8 миллионов рабочих мест. И это очень важный показатель. Отталкиваясь от приоритетов культуры, от возможности диалога разных культур, а также от преломления культуры в сферу социальную (в том числе и создание новых рабочих мест), мы и исходим, разрабатывая свою программу. 

– В поле зрения программы – шесть разных стран. Каждая из них предполагает оригинальную, аутентичную национальную культуру. Конечно, важно, что эти страны объединены постсоветским прошлым. Но более важно, что эти страны сохранили свое оригинальное культурное лицо – и Азербайджан, и Грузия, и, естественно, Украина, и другие. Нет ли здесь риска эдакого непредумышленного процесса унификации культур, стирания их национальных особенностей в рамках общей стратегической программы? 

– Есть одно популярное слово, на английском оно звучит как glocal. Значит соединение местного и глобального. Так вот «местный» еще не означает оторванный от большого мира и обособленный от общемировых, в том числе европейских ценностей. Вот пример. Он касается IT-технологий как одной из социокультурных сфер. Skype был создан в Эстонии. Кто мог подумать, что именно Эстония, замечательная страна может предложить целому миру столь глобальное средство коммуникации. Это именно тот пример, когда местное выходит на общее, при этом сохраняя и свои исходные данные – место рождения. И таких примеров немало. Одна из задач программы «Культура и креативность» – помочь Украине войти в европейское пространство, открыть этому пространству интереснейший срез вашей национальной культуры выстроить систему эффективного взаимообмена культурными инициативами. Так вот, инструментарий, который предполагает сделать такие процессы реальными, также предусмотрен в рамках программы. Это мастер-классы, on-line курсы, учебные туры, партнерские ярмарки, интенсивные тренинги и многие другие формы сотрудничества. Программа «Культура и креативность» не предоставляет грантов – непосредственно. Задача программы предоставить знания и инструменты участия в международных проектах сотрудничества. В том числе и в рамках «Креативной Европы». Как известно, это влиятельнейший европейский фонд, который финансирует культурные инициативы. И Украина, со стороны Министерства культуры, вскоре планирует подписание договора с этим фондом. Но для того чтобы в нем участвовать, чтобы быть конкурентоспособными – это же не только оформление документа и подача заявки. За всем этим, в том числе и за желанием искомого результата, обязательно предварительная работа, приобретение профессиональных навыков. Ведь не так просто конкурировать с большим количеством стран, которые являются партнерами «Креативной Европы» (уточню, 28 стран Евросоюза присоединились к Фонду).  

– 4 млн евро на 3 года (бюджет программы) будут разделены поровну между шестью постсоветскими странами, которые эта программа и охватывает? Или для кого-то возможны преференции?

– Каждая из стран имеет свои особенности культурного развития. Между странами есть и сходные проблемы, в частности, в сфере креативных культурных инициатив. И, безусловно, некоторые проблемы в сфере культуры сильно разнятся. Но, естественно, никакой уравниловки в этом плане нет и быть не может. Страны разные и «цены» разные. И объем работы разный. У нас будут элементы совместных проектов. Будем учитывать разные национальные факторы. Но, в принципе, повторюсь, мы не намерены инвестировать в гранты. Средства, в первую очередь, для того, чтобы поддержать и развить ваши же возможности и профессиональные навыки. Создавать условия для развития культурных инициатив в той или иной стране. В этом плане выделяем 13 субсекторов в сфере культуры. После изучения ситуации будут приняты решения: на каком из этих субсекторов фокусировать большее внимание. То есть не просто есть один интересный музей и ему надо непременно помочь… Да, помочь нужно. Но фокус в том, чтобы в рамках программы выстроить такие условия для развития культуры в стране, которые сделают невозможным прозябание в Украине того или иного замечательного музея. Прежде нужно понять: какие вопросы априорны для украинской культуры, как украинский Минкульт будет выстраивать свои стратегии, в чем программа Евросоюза может быть полезной и Минкульту, и негосударственному сектору культуры? Поэтому, говоря уже о механизмах самой программы, важно практическое исследование культурной сферы Украины. И результат этих исследований может дать тот или иной инструментарий для работы и политику, и журналисту, и меценату. Идем в библиотеку и определяем: какие книги читают, какие хотели бы, каков там уровень IT-технологий? То есть практическое исследование реального положения дел в культуре и желание стимулировать данную отрасль.

– Вы отметили, что взаимодействие с Министерством культуры Украины возможно. С другой стороны, с кем сегодня интересней работать в рамках таких программ – с правительственной структурой или с независимыми культуртрегерами? 

– Если посмотреть в этом плане на Евросоюз, то там довольно четко осознают, что не только у конкретного профильного ведомства есть своя ответственность за процессы культуры. И было бы странно, если бы думали иначе. И министерство образования, и министерство труда, а также финансов – все они должны работать на один результат. В том числе и в культурной отрасли. Я уже говорил, что именно культурная сфера может частично решать вопросы безработицы. В Евросоюзе создано более 8 млн рабочих мест только в сфере культуры и креативных индустрий. Почему сегодня в Германии достаточно хорошо живут художники, даже по сравнению с Францией и Великобританией? Потому что тамошняя налоговая система и Министерство финансов решили вопрос преференций – для компаний, которые при строительстве зданий используют работы монументального искусства, налог уменьшается на 5%.  

– Если диагноз нашей культуре будет ставить экспертная среда (с целью кого-то и что-то вылечить), то где гарантии, что сама эта экспертная среда всегда вменяема и во всем объективна? 

– Наша задача – привлечь к подобному диалогу разные заинтересованные стороны. И правительственный сектор, и независимый сектор. На самом деле, в разных культурных сферах существует своя сформировавшаяся экспертная среда. Из тех людей, которые активно работают, продуктивно действуют. Поэтому экспертные группы предполагаются смешанные, с вхождением в них и представителей Евросоюза. Скажем, если проводим определенные тренинги и в Украине нет соответствующего специалиста – такой специалист приглашается из Евросоюза. Задача – привлечь их в Украину, организовать их работу, сделать эту работу эффективной. Естественно, будем максимально привлекать местных экспертов. Совместными усилиями будем устанавливать проблемные темы, определять направления, выстраивать инициативы. Уверен, сейчас для Украины наступил определяющий момент в плане самоидентификации, в плане осознания приоритетности культуры. На самом деле это очень важные моменты. Еще три года назад подобные вопросы не особо здесь кого-нибудь волновали. Поэтому в первую очередь и нужно выстраивать стратегию – вектор культурного движения, осознание общих ценностей. Второе – обучение, определение проблемных тем, развитие проблемных зон. И важный аспект в программе – коммуникации: информационная работа, консультации, тренинги.  Видим, как Грузия активно взаимодействует с Евросоюзом в культурных вопросах. Они просят наших экспертов, создают стратегические проекты. Они провели у себя уже 150 встреч (именно по культурной проблематике) по всей стране – и министр культуры Грузии слушал мнения, изучал спектр культурных настроений. Впоследствии им пригодилась помощь экспертов Евросоюза. Сейчас Украина имеет отличный шанс развивать свою национальную культуру и быть интересной этой культурой как Евросоюзу, так и целому миру. Именно культура сегодня может дать и больше туристических возможностей, и больше доступа к инновационным технологиям.  Культуры и идеи разных стран не имеют границ. И когда говорим об аутентичности, то выигрывает тот, чья локальная креативная идея лучше оформлена, лучше подана, больше воспринята в разных странах. Политические нюансы здесь сведены к минимуму. К тому же, и экономика, и разные кризисные политические явления тоже очень тесно связаны именно с культурными ценностями и процессами. Ибо культура преодолевает кризис.

Источник

Актуально в других разделах: