Фил Вуд: Украинские города только выиграют, когда граждане захотят жить в лучших условиях
В Украине много проблем с городским планированием. Какая из них, по вашему мнению, самая большая?
Основной части разработок и развития советского периода и последующих лет не хватало человеческого изменения и местных особенностей. Тут главную партию играли либо абстрактная социально-политическая идеология, либо генерирование дохода. А те, у кого была власть решать, как развивать города, решили, что могут поступать, как того хотят, не принимая во внимание желания обычных горожан. Украинские города только улучшатся, когда их жители станут требовать лучших условий жизни. Людям необходимо время, чтобы выработать критическое мышление и осознание, и даже смелость понять, что у них действительно есть свое мнение и они могут сделать так, чтобы их голос был услышан.
На микро уровне, что мне не нравится в украинских городах, – наблюдать огромные машины олигархов, которые паркуют прямо посередине тротуара и игнорируют всякие здравые мысли о том, удобно или безопасно ли такое положение для пешеходов. Я верю в горожан, которые не боятся напоминать богатым и влиятельным, что они живут в одном с нами городе.
Вы работали в нескольких украинских городах. Какой из них представляет собой наилучший пример городского планирования и/или самого быстрого развития городского планирования?
Я несколько раз был в Одессе и успел очень полюбить этот город. Его недолгая, но очень динамичная история и столь разнообразная культура хорошо передаются архитектурой и общественным пространствами. Я осознаю то, что мэр города Геннадий Труханов весьма противоречивая фигура, но он вроде выглядит довольно активным в своей деятельности, ведя восстановительные работы деликатного характера, после многих лет игнорирования проблем города. И в тоже время, мне нравятся города, где есть неожиданные и наполовину забытые укромные местечки, а в Одессе таких пока еще хоть отбавляй.
У вас есть любимый пример городского пространства, идеального для представителей различных групп горожан?
Я всегда был ярым поклонником Барселоны. Это один из наиболее густо заселенных городов в Европе, его жители сосуществуют в условиях ограниченного личного пространства и мягкой погоды. За последние 20 лет город стал намного богаче в плане этнического, религиозного и социально-классового разнообразия — что можно рассматривать как причину напряженности, учитывая ограниченность и наполненность людьми такого пространства. Однако городу удается обыгрывать эти условия с невероятным мастерством и гуманным отношением ко всем. Самую серьезную угрозу Барселоны представляет не разнообразие ее населения (что, к слову сказать, является ее преимуществом), а колоссальный рост туризма, в особенности такого туризма, который не уважительно относится к городу, а просто использует его в качестве декораций для своих грубых излишеств.
По вашему мнению, какая экономическая модель для креативных кластеров наилучшая, такая, которая была бы выгодна всем сторонам-участницам?
В самой основе, сердце креативных кластров лежит неожиданный парадокс. Он хорошо передан в карикатуре британского художника Грейсона Перри, которая называется «Цикл возрождения».
Лондон — классический пример такого парадокса. Во всем мире его считают креативным хабом, который на протяжении многих десятилетий создавал динамику, музыку, искусство и литературу, расширяющие границы.
Однако эту креативную «ауру» теперь полностью захватили спекулянты рынка недвижимости, которые выставляют для инвесторов на глобальном рынке лоты городской собственности. Никто из этих инвесторов не думает о креативности Лондона. Многие из них даже редко в самом городе бывают. Все что для них важно — это достижение «максимально окупившихся инвестиций», а вот от связи с «креативным Лондоном» им ни холодно, ни жарко. Хотя их действия ведут непосредственно к взрыву на цены недвижимости в городе.
А это означает, что музыкальные студии и ателье художников закрываются, вместо них появляются все новые и новые «инвестиционные» апартаменты. И теперь тут не сыскать дешевого жилья, где представители искусства могли бы жить. Теперь их самих вытесняют из «креативного города», который они, собственно говоря, и сделали креативным. Поэтому лучшей моделью должно быть что-то с установленным лимитом на уровень спекуляций и жадности, и по крайней мере дающее людям искусства шанс на крышу над головой и средства для жизни, пока они творят искусство.