Александра Кутас: «Искусство и культура — сильные инструменты, чтобы говорить на темы инклюзивности и действительно что-то менять»

Модель и активистка — о том, какие возможности глобализация открывает перед людьми с инвалидностью, и на собственном примере доказывает, что физические особенности не определяют жизни и профессии.

It doesn’t define me

У меня была родовая травма вследствие врачебной ошибки, а значит, я никогда не знала другой версии себя или своей жизни, не имела других ожиданий и восприятия себя. Это дает принятие и понимание, что не нужно менять человека, нужно менять среду, чтобы в ней можно было чувствовать себя самостоятельным и независимым. Дело не в ограничениях, а в создании возможностей: каждый из нас может полноценно раскрыть свой потенциал, вопрос только в наличии условий.

Инвалидность не определяет человека и его потенциал, а свидетельствует об уникальности опыта и восприятия мира.

По этому поводу у меня родился творческий проект — видео, в котором я являюсь автором идеи, сопродюсером и героиней. Главный месседж так и звучит: «это тебя не определяет». Речь не только об инвалидности. Для кого-то это гендер, цвет кожи или даже прошлые ошибки.

Я бы хотела, чтобы этот проект запустил вирусный хештег #itdoesntdefineme. Будет большой победой, если люди начнут делиться своими историями о событиях, которые затронули их глубоко, но в итоге не определили их жизни и профессии.

О разнообразии

Осознание того, насколько огромен спектр diversity (разнообразия), стало одним из самых сильных впечатлений от посещения этим летом Global Disability Summit в Лондоне. Помимо видимого физического аспекта, он включает в себя и психические расстройства, о которых практически не говорят в Украине. При этом по статистике каждый четвертый человек в мире подвержен психическим расстройствам в какой-то момент своей жизни.

Также, например, альбинизм. Модели с альбинизмом востребованы в мире моды. Для меня было шоком узнать от одного из делегатов, что в странах Африки альбинизм считают инвалидностью. Из-за этого людей подвергают издевательствам, нападениям, а порой и покушениям на свою жизнь.

В целом Саммит стал событием, на котором политики высшего ранга подчеркнули важность вопросов инклюзии для развития успешного общества. На таком масштабном мероприятии я была впервые, посетила его в составе международной делегации от Британского совета.

О поддержке из разных точек земного шара

Я веду достаточно насыщенную публичную жизнь. Когда встречаю детей с инвалидностью, стараюсь их вдохновить своим примером. Посыл в том,что: «Благодаря вашей уникальности у вас большое количество возможностей стать первыми в мире в огромном количестве сфер».

И правда, в наше время, в частности, благодаря технологиям люди могут многое открывать, создавать и делиться этим с огромной аудиторией по всему миру. Моя карьера никогда не зашла бы настолько далеко, если бы обо мне не начала писать международная пресса, если бы я не получила поддержки людей из разных точек земного шара.

Сейчас очень благоприятное время. Даже, если ты делаешь что-то, что не воспринимают в твоем городе или стране, важно помнить, что нужно найти способ поделиться с другими частями мира, где могут отреагировать совсем иначе.

Только что я вернулась из Тайваня, куда была приглашена получить награду от президента Тайваня за изменение стандартов красоты. Мне до сих пор не верится. Тайвань просто покорил мое сердце, и это не может не вдохновлять. Ни разные культурные и исторические бэкграунды, ни тысячи километров не стали преградой, для того чтобы мы разделяли одни и те же фундаментальные понятия о свободе, желании и возможности самовыражаться.

Прямо сейчас активно занимаюсь организацией своего переезда в Лондон: я прошла отбор в инкубатор социальных бизнес-идей, и это кардинально меняет не только мои планы, но и жизнь.

О героях с инвалидностью в кино

Всегда жила тем, что делаю, поэтому у меня очень размыты границы между тем, что является работой, а что — нет. Вся моя жизнь — симбиоз разных направлений. Я легко загораюсь идеей и способна реализовывает ее от начала и до конца. Именно поэтому мне очень интересна культура стартапов.

Кроме того, мне хотелось бы попробовать себя в кино. К сожалению, в этом виде искусств очень мало героев с инвалидностью. Если они есть, то транслируют либо очень грустную историю, либо вдохновляющую. Именно так раньше писали обо мне журналисты: «Она страдала, но смогла», или «Она — терминатор, который не остановился ни перед чем». Но в этом нет человечности. Хочу, чтобы в массовом видении люди с инвалидностью могли быть разными. И спектр нереализованных ролей здесь огромен. Я была бы не против съемок даже в скандальном кино, чтобы первой реакцией людей было: «Разве так бывает?!» Это не из-за страсти к эпатажу, а от желания изменить стереотипное отношение.

Вообще, искусство и культура — сильные инструменты, для того чтобы говорить на темы инклюзивности и действительно что-то менять.

О вдохновении и мотивации

Меня наполняют красота и эстетика, для вдохновения люблю смотреть съемки фешен-фотографов.

Также слушать писательницу Элизабет Гилберт, ее интервью, публичные выступления. Она невероятно мудрая женщина. От нее исходит всеобъемлющее принятие, ее отношение к творчеству во многом помогло моим поискам. Согласна с ее идеей, что человеком не всегда должна руководить страсть к чему-то, иногда это может быть любопытство — просто попробовать.

Миллионы отказов перестанут что-либо значить, когда ты наконец слышишь свое «да», которое может изменить твою жизнь, а возможно, и весь мир. Абсолютно согласна с Черчиллем: «Успех — это умение двигаться от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма».

Инвалидность и те сложности, которые в связи с этим приходится преодолевать, учат отбрасывать лишнее. Понимаешь, что жизнь никогда не будет простой, поэтому нужно сделать все, чтобы она была наполнена смыслом и была по-настоящему интересной.

Актуально в других разделах: