«Ереванские перспективы»: Как сделать маленькую страну узнаваемой для суперзвезд мировой классической музыки

За почти 20 лет своего существования Ереванский фестиваль классической музыки получил международное признание и занял свое достойное место в десятке лучших европейских фестивалей исполнительского искусства. Об истории и будущем «Ереванских перспектив» мы поговорили с соучредительницей и генеральным менеджером фестиваля Соной Оганесян.

Сона – опытный дипломат в сфере искусства и политики. Благодаря проведенным ею переговорам гостями фестиваля «Ереванские перспективы» стали лучшие коллективы и музыканты мира: Венский филармонический оркестр, Королевский оркестр Консертгебау, Лондонский королевский оркестр, Берлинский государственный оркестр, Израильский филармонический оркестр, легендарные дирижеры Даниэл Баренбойм, Майкл Тилсон-Томас, Лорин Мазель, Валерий Гергиев, Зубин Мета, известные солисты Пинхас Цукерман, Евгений Кисин, Джошуа
Белл, Пласидо Доминго, Рене Флеминг и другие.

С 2007 г. «Ереванские перспективы» являются членом Европейской фестивальной ассоциации, а в 2015 году в Бюракане открылась музыкальная академия при фестивале.

Как вы начинали фестиваль, каковы были ваши ожидания в то время?

Сона Оганесян: Конечно, без больших амбиций не обошлось. Мы начали думать о фестивале в 1999 году. Шел девятый год независимости Армении, и было настоящим вызовом запускать фестиваль, который должен был превратить страну в один из мировых культурных центров. Мы точно знали, что хотим сделать и чему хотим служить.

Мы всегда избегали постепенного развития. Одним из ключевых моментов нашей идеологии было то, что постепенно могут развиваться какие-то другие вещи, но не качество. Нам было мало видеть на сцене просто хороших или известных музыкантов. Мы всегда старались привозить первоклассных звезд и создавать культурную атмосферу, схожую с атмосферой Парижа, Лондона и Нью-Йорка.

Венский филармонический оркестр, Kronos Quartet, Берлинский государственный оркестр под руководством Даниэля Баренбойма и многие другие, приезжая в Армению, впервые ступали не только на Кавказ, но и на территорию стран Восточного партнерства. Я считаю, что именно благодаря выбранной миссии ипрофессиональному подходу нам удалось достичь успеха и сделать регион узнаваемым для суперзвезд мировой классической музыки.

Каким ресурсом вы обладали на тот момент? Что позволило поверить, что вы справитесь с этой задачей?

Наш фанатизм всегда был нашим главным ресурсом. В первый же год (2000 г.) мы получили грант от Института «Открытое общество» (OSI). Поскольку он был ориентирован на страны Восточной Европы, у нас были группы из Украины, Грузии, Эстонии, Венгрии, Литвы и России. Помню, как нас предостерегали, что мы не сможем вместить такое количество гостей в рамки гранта, масштаб пугал. Это был единственный год, когда у нас были представлены разные сферы искусства: музыка, современное искусство, театр...

Дело в том, что в самом начале мы ориентировались на Эдинбургский фестиваль. В конце 1980-х годов основатель нашего фестиваля, известный композитор Степан Ростомян был приглашен на работу в Шотландию. В Глазго с большим успехом были исполнены его произведения наряду с произведениями Губайдулиной, Шнитке, Канчели, Денисова, Ксенакиса. В те годы некоторые советские композиторы эмигрировали на запад.

В ответ на то же искушение у Ростомяна родилась безумная идея: попытаться принести весь свет и блеск Эдинбургского фестиваля в маленькую, недавно обретшую независимость Армению. Конечно, это были годы служения и борьбы, но в результате создалась прекрасная история. В конце концов, не только финансовые ресурсы являются критерием. Есть много богатых стран, у которых нет такой институциональной фестивальной структуры, которую удалось создать нам. 

Как вы ведете переговоры с суперзвездами? Понятно, что дело не только в гонораре. Они едут в незнакомую страну, они не знают, какие условия их ожидают, иногда возникают политические проблемы...  

Армения знаменита как древнейшая страна с богатой историей культуры. Однако должна отметить, что этого недостаточно, для того чтобы привлечь самых известных в мире исполнителей и лучшие оркестры. Гонорары тоже не играют большой роли, так как в случае нашего фестиваля всегда делаются огромные уступки.  

В год основания фестиваля Степан Ростомян пригласил знаменитых музыкантов и своих друзей: скрипачку Татьяну Гринденко, пианиста Алексея Любимова, дирижера
Валерия Матюхина. Дальше репутация фестиваля росла как снежный ком, он утвердился на культурной карте мира. Конечно, это было бы невозможно без бесконечной преданности: должны быть люди, готовые посвятить свою жизнь фестивалю.

Мы знаем, что в Армении нехватка менеджеров в сфере культуры, нет профессионального образования. Как вы решаете проблему с кадровыми ресурсами?

Наш персонал сформировался за последние десять лет. Все это энтузиасты, люди, готовые работать день и ночь. Но, конечно, на момент начала работы у них абсолютно отсутствовал опыт. В основном это лингвисты, образованные и интеллектуальные люди.

Одной из особенностей Армении является то, что культура общения с людьми здесь на очень высоком уровне. Мы все понимаем, что каждый фестиваль, кроме культурной ценности, имеет большую политическую ценность. Это – лицо страны, визитная карточка, благодаря которой мы приобретаем послов нашей культуры и друзей нашего народа. И очень важно, кто общается с великими музыкантами, которые гостят у нас, кто их сопровождает и т. д. Должна сказать, что гости обычно бывают очарованы теплым и профессиональный приемом. Многолетний опыт сделал каждого члена нашей команды ценным активом для любого международного фестиваля.

Например, в дни концерта Королевского оркестра Консертгебау с нами работали 35 волонтеров, которые постоянно общались с музыкантами и руководителями. Гости были так впечатлены приемом, что после возвращения, оркестр отправил в Ереван 35 именных благодарственных письма и компакт-диски.

Кого из музыкантов сложнее всего было заполучить?

Была интересная история с Kronos Quartet. Этот легендарный американский коллектив мы пытались пригласить в Армению с 2001 года. Было похоже, что они не могли найти время, или им не очень интересен наш регион. Однако мы возобновляли переговоры каждый год. И когда наконец разместили афиши в городе, нам сказали, что люди спрашивают не мошенничество ли это, ведь невозможно было поверить, что в Армению прибудет Kronos Quartet. Посол США в Армении также выразил скептицизм. Он был настолько убежден, что знаменитый квартет, ставший одним из символов его страны и записывающий саундтреки к голливудским фильмам, не приедет в Ереван, что согласился оплатить половину гонорара, если новости станут реальностью. Это произошло несколько месяцев спустя, в 2004 году.  

Впечатляющим получился концерт Токийского струнного квартета. Музыканты привезли из Вашингтона так называемый Квартет инструментов Паганини – выдающиеся инструменты работы Страдивари, принадлежавшие самому Никколо Паганини. В соответствии с условиями страхования эти инструменты не в каждую страну можно ввозить.

Конечно, были ключевые люди, которые помогли нам создать историю. Например, пианист-виртуоз Евгений Кисин. Мы вели переговоры с его менеджментом на протяжении 4-5 лет, но тщетно. Однажды я получила письмо от него лично. Я не могла глазам поверить и подумала, что кто-то написал от его имени. Он писал, что уже несколько лет следит за нашей деятельностью и считает, что может приехать. Затем он трижды возвращался в Ереван в рамках фестиваля с незабываемыми концертами. Евгений Кисин не только гениальный музыкант, но и борец за общечеловеческие ценности и большой друг нашей страны. Среди дорогих нам людей не могу не отметить также композитора и пианиста Родиона Щедрина, светлой памяти артистку балета Майю Плисецкую, польского композитора и дирижера Кшиштофа Пендерецкого. 

Кого вы сейчас мечтаете пригласить в Армению?

В рамках программы на 2020-2021 гг. мы планируем привезти одну из лучших скрипачек мира – Янин Янсен. Определяются также даты концертов скрипачей Леонидаса Кавакоса и Гила Шахама. Сегодня «Ереванские перспективы» – в десятке лучших европейских фестивалей, признанных во всем мире. Больше нет необходимости объяснять, рассказывать. Теперь нужно просто подбирать даты. В программе, как и прежде, есть артисты, которые никогда не были в этом регионе.

В ближайшее время мы опубликуем даты концертов в Ереване пианистки Марты Аргерих и Берлинского филармонического оркестра.

Удается ли привлечь спонсоров из частного сектора?

Есть компании, которые считают своим долгом поддерживать культуру, но если в системе налогообложения появятся некоторые привилегии для таких случаев, тогда я думаю, что у нас не будет проблемы с поиском спонсоров.  

Это вопрос отдельных личностей, правильно?

Да, это вопрос личностей, решение руководителей и владельцев. Конечно, бывало, что у самих компаний наступали плохие времена, и они больше не могли нас финансировать, но всегда появлялись новые спонсоры. Кроме того, с 2008 года государство очень серьезно поддерживает фестиваль. Теперь моя самая большая гордость заключается в том, что, несмотря на смену власти, поддержка остается. Другими словами, все единодушны в том, что фестиваль важен для страны и должен жить независимой жизнью.

Актуально в других разделах: