ТАБУ И ТРАВМЫ ВОЙНЫ: КАК ОДИН ФИЛЬМ ИЗМЕНИЛ СУДЬБУ МНОГИХ
Культурные инициативы сами по себе не могут разрешить глубоко укоренившиеся конфликты или примирить враждующие стороны. Но когда они являются частью мудрой политики, могут инициировать огромные изменения. Пока для поиска компромиссов существует политическая воля, культура может помочь разоренному войной обществу оправиться от травмирующего опыта и облегчить его путь к восстановлению доверия и примирению.
Участники культурного процесса, учреждения образования и средства массовой информации могут прославлять все то, что было во время войны, увлеченно слагать мифы о войне и, тем самым, продлевать страдания людей. Но они также могут помочь обществу справиться с той жестокостью, которую ему пришлось пережить. В послевоенной Боснии и Герцеговине жертв войны часто использовали в политических целях как ужасное напоминание о конфликте. Однако в то же время государство не предлагало им взамен должной защиты. Судьбы женщин, которые были изнасилованы во время войны или подвергнуты пыткам, долго игнорировали, а всю тему общество рассматривало как страшное табу. И вот, в 2006 году в прокат вышел фильм «Грбавица» боснийского режиссера Ясмилы Жбанич. Именно этот фильм, завоевавший множество международных наград, смог разрушить стену молчания вокруг болезненного вопроса. Режиссер провела много лет в Сараево, снимая документальные фильмы о войне, о том, как она повлияла на судьбы людей, и о том, как эти люди пытаются вернуться к нормальной жизни.
Фильм рассказывает об отношениях боснийской женщины, изнасилованной во время войны, и ее дочери-подростка в поствоенном Сараево. Матери приходится слагать легенды об отце дочери, ведь она не может признаться ей, что та была зачата в военном лагере в результате изнасилования. Фильм показывает, как травмы войны влияют на судьбы отдельно взятых людей, и как общественные табу усугубляют эти травмы и не дают людям пережить их.
Этот фильм посмотрело более 100 000 людей в Боснии. Его релиз сопровождался кампаниями местных и международных неправительственных организаций по защите прав женщин. Хотя фильм так и не был показан в Сербской Республике, в середине 2006 года Боснийский Парламент решил, что изнасилованные женщины должны быть юридически признаны жертвами войны и получать такую же компенсацию, как и мужчины, сражавшиеся на войне.