Ирина Викирчак: «Нужно, чтобы успех культурных институций был спланирован, а не лотереей»
Ирина, прежде всего, хочу поздравить вас с избранием на должность руководителя украинского бюро «Креативной Европы». Начнем с вопроса о вашем профессиональном бэкграунде — до сих пор вы занимались литературными фестивалями, литературной и издательской деятельностью, чем еще?
Я занимаюсь культурным менеджментом уже в течение семи лет. Большую часть моего опыта составляют литературные фестивали. Мне знакомы все аспекты подобных проектов: от общей организации фестивалей и создания кураторских концепций до работы PR-отдела и тонкостей книгоиздания.
Также я много путешествовала, посещая международные мероприятия, литературные фестивали как в Европе, так и за ее пределами. Сейчас литературные события являются для меня в большей степени кураторским опытом. Также, работая над различными проектами, я получила и опыт фандрайзинга.
Событием является не только ваше избрание на должность руководителя бюро «Креативной Европы» в Украине, но и само появление украинского бюро. Какие главные цели программы, и какие возможности она способна предложить культурной и креативной сфере?
19 ноября 2015 года было подписано соглашение о присоединении Украины к программе «Креативная Европа». В эту программу входят все страны ЕС, три страны Восточного партнерства (Украина, Грузия и Молдова), а также страны политики соседства с ЕС. Всего 39 стран вместе с Украиной.
Программа «Креативная Европа» состоит из двух главных подпрограмм: это подпрограмма «Культура» и подпрограмма «Медиа». Отдельно есть еще и другие возможности: это поддержка литературных переводов, европейские платформы и сети и др.
Подпрограмма «Медиа» — это грантовая программа в поддержку аудиовизуального сектора. Здесь для Украины пока доступны четыре направления: обучение, фестивальная деятельность, доступ к рынкам и формирование аудитории.
В рамках подпрограммы «Культура» существуют два варианта проектов сотрудничества: это малые проекты сотрудничества (до 200 тыс. евро, предусматривающие трех партнеров) и крупные проекты сотрудничества (проекты до 2 млн евро, которые требуют минимум шесть партнеров из шести стран). Это основная структура программы.
Вхождение Украины в программу «Креативная Европа» — это вхождение Украины в Европу в контексте культурной сферы, культурных и креативных индустрий. Это первый шаг к вхождению Украины в Европу, и он уже сделан. Принятие нас в это сообщество означает, что Украина за символический взнос в 1 евро (обычно страны платят довольно значительную контрибуцию за вступление в программу, однако, учитывая текущую ситуацию в Украине, для нее было сделано исключение) получила возможность приобщиться ко многим возможностям, которые открывает «Креативная Европа».
Подать заявку на программу «Креативная Европа» может любая юридически зарегистрированная культурная организация, которая существует не менее двух лет и которая в течение последних двух лет вела активную деятельность. Это означает возможность не просто написать и подать свой проект, а возможность участвовать в создании союзов, альянсов с другими европейскими организациями для создания конечного продукта. Или шанс присоединиться к уже существующей сети европейских культурных институций.
Интересная возможность существует и для издателей — это программа поддержки литературных переводов. Можно подавать заявки на переводы между европейскими языками, с европейских языков, особенно тех произведений, которые были отмечены литературными премиями, в том числе и литературными премиями Европейского Союза. Это может быть проект на два года или на четыре. Мне кажется, что с украинской стороны эта программа имеет сейчас больше всего шансов.
С каких шагов начнете работу? Какие наиболее важные цели вам хотелось бы достичь?
Две функции национального бюро «Креативной Европы» в любой стране — это информирование и консультирование о возможностях программы «Креативная Европа».
Первое конкретное задание бюро и мое лично — это создать информационную платформу на украинском языке с доступной информацией об этих возможностях программы. Мы уже работаем над созданием такой интернет-платформы.
Во-первых, там будет информация на украинском языке обо всех доступных для украинских культурных операторов возможностях, а также напоминание о дедлайнах.
Отдельным разделом там также будет информация о налаживании сотрудничества, развитии отношений и совместных проектов между украинскими и европейскими культурными проектами. Это на самом деле самый важный шаг — найти партнеров там, в Европе, и наладить с ними отношения, в дальнейшем развивать эти отношения и строить диалог. На сайте национального бюро будут также полезные советы для культурных и креативных институций. Кроме того, в ближайшее время будут созданы страницы бюро в социальных сетях, чтобы мы могли легко транслировать нашей аудитории всю необходимую информацию.
Также мы будем предоставлять консультации в индивидуальном порядке, помогать — подчеркиваю, помогать — украинским организациям наладить необходимые контакты с партнерами. Также мы будем помогать с оформлением заявок на программу «Креативная Европа».
Позже в этом году совместно с Министерством культуры мы планируем провести два учебных семинара. Один из них состоится в конце сентября в Днепре, в его рамках мы проведем консультации, чтобы помочь участникам одного из проектов с дедлайном сразу после семинара доработать их заявки. Второй семинар, запланированный на ноябрь, пройдет в Киеве. На нем мы подведем годовые итоги участия Украины в «Креативной Европе» и обозначим планы на следующий год. На оба семинара будут приглашены иностранные эксперты, представители бюро из других стран, представители культурных институций и грантеры, которые уже имеют успешный опыт работы и готовы им поделиться.
Как бы вы описали украинскую культурную и креативную индустрии и оценили их потенциал, в том числе как бизнес-направлений?
До «Креативной Европы» я была знакома с достаточно широким кругом украинских креативных и культурных институций, со многими из них у меня была возможность поработать. Конечно, некоторые направления для меня сейчас являются более новыми, чем другие. Сейчас для меня как для руководителя бюро «Креативной Европы» в Украине новые знакомства будут заключаться во вхождении в сеть других национальных бюро. Это буквально «социальная сеть» бюро по всей Европе.
Это также и сотрудничество с Брюсселем — в частности, в октябре будет собрание всех руководителей в местном бюро.
На самом деле перед украинскими аппликантами будет стоять очень много вызовов. «Креативная Европа» — это не тот формат, когда надо просто сесть перед компьютером и заполнить онлайн-заявку. Это не анкета, где ты просто должен дать ответы на какие-то вопросы. Это гигантский стимул чтобы вырасти во всех смыслах — и институционально, и в смысле развития своей сети контактов. Участие в программе для любого аппликанта сразу означает выход на международный уровень.
Это и внутреннее функционирование — от улучшения бухгалтерской квалификации до повышения уровня владения иностранным языком. Это и развитая мобильность — для того, чтобы развивать как внутреннее, так и международное сотрудничество, нужно много путешествовать, ездить стажироваться, учиться, приглашать партнеров к себе. Конечно, это предполагает совсем другой уровень самостоятельности и совсем другой уровень качества контента. Другой уровень качества тех культурных продуктов, которые будут созданы в результате сотрудничества украинских и иностранных культурных и креативных институций для завоевания максимальной аудитории. Ведь коммуникация с аудиторией — это очень важный аспект.
Но еще более важный аспект — и я думаю, что это едва ли не самая большая проблема всех украинских организаций из разных сфер, — это навыки стратегического мышления и стратегического планирования. Это не просто навыки, которые нужно развить, это новый подход к своей работе, когда ты не планируешь с сегодня на завтра, а взвешено по-взрослому подходишь к своей работе в смысле планирования стратегии собственного развития.
Итак, у «Креативной Европы» есть все шансы стать своеобразным акселератором качественного сращивания украинских культурных и креативных институций?
Да, вполне.
В какой именно поддержке, по вашему мнению, больше всего нуждаются украинские культурные и креативные институции? Что из того, что может предложить «Креативная Европа», сейчас нужнее всего украинским культурным организациям?
Собственно, все, что я перечислила выше — это и есть то, что нужно сделать в первую очередь. Если вы хотите вырасти как организация, как креативный бизнес, тогда первое, что вам нужно сделать, — это соответствовать этим критериям.
Конечно, из всех возможностей «Креативной Европы» самое элементарное и простое — это финансовая поддержка. Это то, с чем у нас в Украине, к сожалению, всюду проблемы. Это возможность вырасти в финансовом плане и работать на совершенно новом уровне, с новыми возможностями.
Также в «Креативной Европе» есть такой инструмент, как guarantee facility — это инструмент облегчения доступа культурного и креативного сектора к источникам финансирования путем предоставления гарантий.
Второй вектор, который является наиболее нужным украинским институциям, — это нетворкинг, сетевое сотрудничество. На сайте «Креативной Европы» и на официальном сайте «Креативной Европы» (вернее, «Исполнительного агентства по вопросам образования, аудиовизуальных средств и культуры», кстати, именно это агентство и будет принимать заявки аппликантов) есть перечень организаций, которые ищут партнеров в разных странах. Этим также можно воспользоваться.
Еще одна возможность, которой можно и нужно воспользоваться, — это распространение своего культурного продукта и завоевание новых аудиторий. Через украинское бюро наши культурные и креативные институции смогут выйти на бюро других странах и найти себе партнеров для своих проектов.
То есть «Креативную Европу» можно назвать инструментом культурной дипломатии, благодаря которому украинские культурные и креативные институции могут представлять не только свой культурный продукт, но и Украину в мире?
Конечно. Но здесь речь идет не только о том, чтобы создать проекты в Украине и донести их до Европы, речь идет о совместном создании проектов.
Одним из важных для «Креативной Европы» критериев является создание new values (новых ценностей). И в этом контексте Украина может предложить Европе очень много. Из нашей ситуации, с нашими недавними событиями, мы можем принести много каких-то чисто человеческих ценностей и добавить наши values к общеевропейским ценностям.
И таким образом улучшить имидж Украины на международной арене?
Конечно, это и есть культурная дипломатия.
Среди видов поддержки, предусмотренных «Креативной Европой», есть и такие, как «содействие реформам в сфере культурной политики» и «содействие сотрудничеству между общественными и частными игроками, между правительством и обществом». Я бы попросила вас подробнее прокомментировать именно эти два направления, возможно, с какими-то практическими примерами или кейсами.
Я бы хотела сосредоточиться, прежде всего, на функциональности внутри программы «Креативная Европа». Потому что то, что включает эта деятельность, автоматически, как «лифтом», поднимет и другие вопросы. Этот функционал включает, прежде всего, международную мобильность. Во-вторых, это расширение аудитории. Важным пунктом является и наращивание потенциала.
Что означает «наращивание потенциала»? Это означает переход на цифровой формат, то есть получить доступ к той аудитории, которая физически не может добраться в столицу из маленьких городов или поселков, но может воспользоваться интернетом для получения доступа к информации.
Также это перевод произведений искусства в цифровой формат и сохранение этих данных. Мобильность произведений искусства, начиная с картин и заканчивая представлениями и перформансами.
Это также новые бизнес-модели. То есть все, что еще не было представлено в Европе, и то, что будет новым, то, что мы можем предложить, новые бизнес-модели — это тоже является составной частью сложного механизма, который в целом увеличивает общую мышечную массу целого культурного и креативного сектора.
Также есть и другие направления, например, образовательные. Это и проведение различных образовательных мероприятий: тренингов, семинаров, сценарных мастерских и тому подобное. Но все это — также и на уровне мышления — должно выходить за пределы одной страны, за пределы ресурсов, которые есть под руками, за пределы уже известных решений и механизмов. Речь идет о выходе из зоны комфорта на большой международный европейский уровень.
Это колоссально увеличивает возможности. Всю эту «мышечную массу» можно нарастить за 2-3 года системной последовательной работы, посещения культурных форумов, конгрессов, семинаров, поиска партнеров, коммуникации и реализации новых проектов в этих вновь созданных партнерствах. Конечно, все это требует терпения, последовательности, ежедневной работы, энергии и умения планировать. Нашим культурным и креативным институциям надо работать над тем, чтобы их успех не был лотереей, а был тщательно спланирован и подготовлен. Нам всем надо переключиться на то, что мы строим надолго.
Что должно сделать государство Украина, чтобы пойти навстречу всем изменениям, которые несет в себе «Креативная Европа»?
Во-первых, привести в порядок законодательство. Так как сейчас у нас с этим проблемы. Начиная с аудиовизуального сектора и заканчивая какими-то базовыми вещами вроде того, что культурные институции не имеют права заниматься коммерческой деятельностью.
Я изучала опыт разных стран, например, Швейцарии, где Литературхауз, трехэтажный дом в самом центре Цюриха, сдает свой первый этаж под магазины и за счет этой аренды получает около половины своего бюджета, благодаря которому институция функционирует. Вторую половину они покрывают за счет входных билетов. Эти билеты стоят примерно как билет в кино, то есть у зрителя есть выбор — литературный вечер или поход в кино. Мне кажется, это еще один важный вызов для украинских культурных институций — несмотря на недостатки в законодательстве, научиться зарабатывать на свою жизнедеятельность.
Какими, по вашему мнению, являются функции культуры во время войны?
Знаете, когда я слышу этот вопрос, мне сразу представляется Сараево в осаде. Именно на время осады пришелся период расцвета культуры в городе. В нашем случае, как ни в каком другом, культура является принципиально важной составляющей национальной безопасности.
Мы прошли через множество манипуляций, связанных с украинской идентичностью, с вопросом языка. Майдан просто открыл нам глаза на то, что украинская идентичность — это не просто украинец в вышиванке. Это и крымские татары, и поляки, и венгры, проживающие на территории Украины, но все они — украинцы, все это Украина.
Для национальной безопасности стабильное культурное развитие, укрепление позиций культурной и креативной индустрий является очень важным вопросом как в контексте национальной безопасности, так и в контексте европейской интеграции. Европа открыла двери для нас со всем нашим «багажом», включая наши финансовые проблемы. Нас приняли, европейские организации абсолютно открыты для нас, для сотрудничества с украинскими культурными и креативными институциями. И сейчас нам надо не упустить эту возможность. Воспользоваться ею максимально эффективно. И я как руководитель украинского бюро «Креативной Европы» очень рассчитываю на активность наших институций и их готовность расти вопреки всем сложностям и growing pains, которые нас ожидают (а их будет достаточно). Чем сложнее время, тем важнее работать. Надеюсь, у нас получится вместе расти и строить последовательную долгосрочную стратегию развития.