Экономика должна быть креативной
Это продемонстрировала прошедшая в Минске конференция Create IT, которая собрала вместе IT-предпринимателей и культурных деятелей.
Под креативной экономикой понимают сплав из творчества, культуры, экономики и технологий, который базируется на человеческом капитале и его интеллектуальной собственности. По данным программы ЕС — Восточного партнерства «Культура и креативность», которая была соорганизатором конференции, сегодня креативные индустрии — это 4,5 % от мирового ВВП с прогнозируемым ростом 10 % в год (быстрее, чем в производстве или сфере услуг), рабочие места для 8,3 млн граждан ЕС с совокупным доходом в 558 млрд евро.
О таких цифрах белорусской культуре остается только мечтать. Предприниматели да и сами деятели искусства воспринимают культуру чаще как нахлебника, который если и соприкасается с бизнесом, то только в формате протянутой для милостыни руки. Между тем, как показывает европейский опыт, на культуре можно и нужно зарабатывать. Для этого необходимы синергия импульса культуры и бизнес-подхода, сочетание культурной креативности с технологическими инновациями.
Это отличает, например, чрезвычайно успешный белорусский IT-проект World of Tanks от сотни безликих контор, пишущих код на аутсорсе. К белорусскому потенциалу программирования компания Wargaming добавляет ту самую культурную основу — и вроде бы затертая до дыр тема войны начинает играть новыми красками, а Виктор Кислый становится первым долларовым миллиардером в стране.
К сотрудничеству с бизнесом представителям культурной индустрии нужно подходить индивидуально: обращать внимание на ценности компании — потенциального партнера, ее маркетинговую стратегию, личные пристрастия владельцев и руководства. Предпринимателям же следует доверять создателям культурного продукта в вопросах искусства: если нечаянно выхолостить собственно культурную составляющую в угоду сиюминутным финансовым интересам, то добавленная стоимость культуры в продукте (ради которой сотрудничество и имеет смысл) может резко снизиться.
Общий для всех участников креативной экономики вызов — быть открытыми для взаимодействия с новыми моделями работы, ведь у представителей бизнеса (тем более технологического) и у культуры они зачастую весьма различаются.
Показателен пример «Горизонта»: на бывшей территории завода фактически сформировался настоящий культурный кластер. Молодым арт-менеджерам из «Корпуса 8» и прочих подобных проектов приходится работать там вместе с управленцами «Горизонта»: у творческих людей нет опыта работы со старыми производственными помещениями, а у заводских директоров — навыков взаимодействия с культурными индустриями. Несмотря на периодические трудности и проблемы, кластер «Горизонта» существует уже шесть лет, внушая некоторый оптимизм по поводу перспектив креативной экономики даже не в самых благоприятных белорусских условиях.
Текст подготовлен при содействии Программы ЕС-Восточного партнерства «Культура и Креативность»