Британский культурный менеджер: «Неважно, бухгалтер вы или офицер полиции. Будьте креативны, иначе вас заменят машиной»
Тим Уильямс — руководитель команды программы ЕС и Восточного партнерства «Культура и Креативность». Он занимался международными культурными проектами в 45 странах мира. Помимо работы в рамках Программы, до 2016 года Уильямс был председателем Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Великобритании — на этом посту он консультировал британское правительство по вопросам международных стандартов и конвенций.
Вы работаете в культурном секторе уже более 20 лет. Изменилась ли за это время сфера культуры глобально и в странах Восточного партнерства в частности?
Да. Понятие о культурных и креативных индустриях — это ведь нечто новое. На мировом уровне оно существует всего около 20 лет, и сейчас находится на подъеме. В странах же Восточного партнерства их активное развитие началось лишь недавно.
Когда мы запустили Программу в 2015 году, культуру воспринимали как поддерживаемую государством сферу — национальный балет, театры и музеи, финансируемые Министерством культуры, и так далее. Но все уже начинает меняться. Например, в этом году Министерство культуры Украины создало департамент креативных индустрий. А в Азербайджане для поддержания креативных индустрий страны создана национальная комиссия по кино. Премьер-министр Грузии объявил, что развитие креативных индустрий — одна из ключевых стратегий страны в целях повышения занятости населения и развития экономики.
Суть нового видения культуры в том, что она неразрывно связана с бизнесом. С развитием технологий на базе искусственного интеллекта рабочие места в сфере производства исчезнут уже через 20 лет. Не будет рабочих на заводах — эту работу будут выполнять машины. Поэтому людям и экономикам нужно становиться креативными. В успешных странах, таких как Эстония, Нидерланды и Великобритания, есть много креативных людей, идеи и разработки которых впоследствии реализуют машины. В этом направлении движется весь мир. Это глобальный процесс, и он не заканчивается на польско-украинской границе. Экономический рост станет результатом инноваций, а для инноваций требуется креативность. Для креативности же нужны люди с навыками и знаниями в различных сферах культуры.
Разумеется, национальный балет и театр никуда не денутся — они все еще будут получать часть финансирования от государства. Они есть в любой стране, но здесь дело, скорее, в соотношении государственного и общественного финансирования, степени сотрудничества с ИТ и другими секторами и инвестициях из других источников. Суть в том, чтобы разделить один крупный источник дохода на множество мелких.
Как измеряется вклад культуры в экономику?
В Великобритании отчеты в этой сфере готовят совместно с международным консультационными агентствами уже 20 лет. Согласно последнему отчету культурные и креативные индустрии приносят национальной экономике 11 млн евро прибыли в час. В соответствии с прошлогодним отчетом одни только музыкальные фестивали привлекли в Великобританию более двух миллионов туристов. В свою очередь, те принесли деньги в местную экономику, оплачивая еду и проживание.
Исходя из подготовленных в рамках Программы отчетов о показателях развития культуры, мы пытаемся создать общую картину культурного сектора Украины. По полученным данным, культура генерирует около 4% ВВП Украины. Кроме того, в этой индустрии заняты как минимум 3% рабочей силы страны. Это больше, чем в строительной отрасли. С этим сектором нужно считаться.
Значит ли это, что роль культуры заключается только в ее вкладе в экономику?
Это далеко не все. Помимо экономического эффекта, культурные инициативы решают социальные проблемы.
В Великобритании существует проблема радикализации молодых безработных из числа мусульман. Их пытаются завербовать организации религиозных фанатиков и ИГИЛ. Чтобы решить эту проблему, открывают креативные центры, помогающие обеспечить занятость молодых людей. Им формально или неформально предлагают участвовать в продуктивной деятельности.
То же самое происходит в Украине. На прошлой неделе я был в Харькове и видел потрясающий центр хип-хопа и брейк-данса. И расположен он не в центре города, а в спальном районе. Там молодые люди имеют возможность заниматься тем, что им интересно, а также ближе познакомиться с другими культурными явлениями.
Еще один пример — общины на границе между Арменией и Азербайджаном. Между двумя странами — долгосрочный конфликт. ЕС совместно с правительствами Армении и Азербайджана запустил программу по поддержанию мира в регионе, в рамках которой реализуют художественные проекты, а также проводят музыкальные фестивали и медиапроекты соответствующей направленности.
Эти общины хотя и находятся на передовой линии конфликта, однако остаются открытыми для идей и концепций, направленных на поддержание мира. И те, кто эти территории посещает в рамках культурных проектов, пишут, что участвуют в них не только дети, а целые деревни.
Эти инициативы оказывают огромное влияние. Они помогают людям справиться с постоянным стрессом. Когда человек не может избежать конфликта, сдерживать эмоции может быть очень вредно. Здесь поможет любая форма самовыражения. Единственный способ избавиться от депрессии — говорить о ней, выражать ее через рисование или другими способами.
Сфера культуры особенно полезна при возрождении депрессивных регионов. Поэтому во многих европейских странах новые коммерческие проекты могут находиться около старых промышленных площадок. Один из лучших примеров — отдаленный угледобывающий регион в Южном Уэльсе.
Мы оценили ситуацию в одном шахтерском городке в Южном Уэльсе до присвоения статуса ЮНЕСКО и сравнили ее с той, что сложилась после присвоения статуса. Множество магазинов на главной улице города пустовали, но после присвоения статуса ЮНЕСКО она превратилась в магистраль, наводненную кафе и ресторанами. Склады превратились в жилье, появились предприятия креативной сферы. Вот так и восстанавливаются умирающие города. Нужно просто найти что-то, что делает город важным, и инвестировать в это. Это возвращает людей.
Сейчас совместно с украинскими арт-менеджерами мы разрабатываем аналитическую справку, чтобы составить кодексы для городов Украины. Это стандартная документация, где указано, что важно для города, как он выглядит визуально (указатели, освещение, мебель на улицах, новые здания) и т. д. Каждому украинскому городу необходимо иметь также собственные нормативы проектирования, но на деле они есть сейчас не везде. В Ужгороде, например, есть.
Что, по вашему мнению, нужно изменить украинским городам?
Я приведу Харьков в качестве примера — это очень интересный город. У него огромный потенциал, там хорошо развита сфера креативности, но не хватает сотрудничества — специалистам нужно отбросить различия и работать вместе.
В этом отличие постсоветских стран от стран ЕС. В странах ЕС конкурирующие организации часто работают совместно. Например, пресса левого и правого крыла может работать вместе как объединенная пресса. Панамский скандал — результат масштабного сотрудничества массмедиа правого и левого крыла по всему миру. Когда кто-то решает изменить законодательство об эфирном вещании, средства массовой информации тоже объединяются. А здесь — все еще какое-то разобщение и недоверие.
В Харькове более 13 театров. Они работают независимо, относясь друг к другу как к конкурентам, хотя предлагают разноплановые продукты и впечатления. Они отказываются сотрудничать, и в этом их основная слабость. Работай они вместе, их потенциал был бы гораздо выше.
Футуризм бежит по венам Харькова. В Харькове был открыт первый в Советском Союзе кинотеатр (который до сих пор работает). Это главный европейский центр хип-хопа. Здесь есть единственная программа по современному искусству университетского уровня, великолепная галерея современного искусства, первый в стране центр индустриального дизайна в Худпроме и первый пример украинской современной архитектуры [Харьковская государственная академия дизайна и искусств]. Госпром — второе по важности здание в стиле конструктивизма в мире после здания школы Баухаус в Дессау. Если бы в западноевропейском городе были такие культурные ценности, их популяризировали через сотрудничество.
Харьков — город будущего, но сейчас доверие людей подорвано, и городу не хватает лидеров. Что меня действительно расстраивает, так это то, как люди ждут какого-то идеального дня, когда все общество будет работать идеально, все будут честными и будет много денег. Этот день никогда не наступит. Мой совет: начинайте сейчас, преодолевайте трудности и стройте свое будущее.
Художникам нужно объединиться, чтобы сделать Харьков культурным и туристическим центром. Весь мир уже там. В городе есть студенты их Африки и Китая. Это город международного масштаба. В прошлом году я видел огромную рекламу города Батуми на здании дворца «Украина» в Киеве. Почему не сделать агрессивную рекламу Харькова в Киеве?
Какие еще сложности есть в развитии культурного сектора Украины?
У вас все еще постсоветская структура общества. В рамках советской модели партия контролировала креативность, дистрибуцию и продажи. Создавалось ложное впечатление, что творческие люди отделены от общества. Что они либо наркоманы, либо слишком ценны и существуют вне экономической цепочки. В Европе мы так не считаем. Здесь все от Паваротти до Пикассо являются частями экономической цепочки создания ценностей.
Министерства в ХХІ веке должны концентрироваться не на выплате зарплаты персоналу театра, а на развитии, поддержке и продвижении украинских продуктов, консультировании компаний по вопросам экспорта или предоставления налоговых льгот. Многие европейские министерства сосредоточены именно на этом.
Что бы вы порекомендовали людям, которые хотят работать в креативном секторе?
Сначала получите базовые навыки. До того, как начнете создавать креативные проекты или использовать инновационные подходы, убедитесь, что понимаете, как прописать бюджет, управлять проектом, продвигать его и передать ответственные моменты своей команде. Развивайте навыки, будьте профессионалом и правильно управляйте людьми — это важнее всего.
Что касается креативного компонента, я считаю, что креативны все, и это нормально. Это единственный способ выжить в будущем, будь вы бухгалтером или офицером полиции. Без креативности нас всех заменят машины.
Что бы вы посоветовали новичкам, желающим научиться управлению культурными проектами?
Книгу Дэвида Пэриша (David Parish) по креативному менеджменту под названием «Футболки и костюмы» (T-Shirts and Suits) — там много уроков по управлению на основе реальных историй из жизни работников креативного сектора.
Также наша Программа организует воркшопы для руководителей в сфере культуры, помогающие им реализовать свой потенциал. Кроме того, множество полезных советов, онлайн-курсов и открытых заявок опубликовано на нашем сайте: www.culturepartnership.eu