Книга о современном искусстве: 5 ключей по привлечению внимания ребенка
Казимир Малевич писал, что искусство развивается так же, как и наука, — усложняется, наполняется смыслами и подтекстами. Но мы считаем, что преподносить искусство детям надо, не загружая сложными терминами, а используя средства, с помощью которых они познают мир, — игру, сказку и рифму.
1 ключ — игра
Упражнения для художественного видения: «До-рисуй, до-придумай, до-мысли!»
Пример: берем картину из раннего Малевича, скажем, «Лесоруб» или «Точильщик» и представляем, что художник показал нам только кусочек какого-то мира. А что если расширить эту картину и вообразить, что рядом с лесорубом есть собака или птица. Как бы она выглядела, если бы она жила внутри? Ребенок пробует использовать метод художника: переносит и копирует его. Он видит, что форма дробится, «значит, птицу я тоже могу нарисовать по принципу дробления формы и движения». Затем он наблюдает за колоритом: художник использует такие цвета, «значит, я тоже могу их использовать».
Дети 8-10 лет обычно очень быстро улавливают принцип, который использовал К. Малевич.
Пример «Мысли героев»: Вот персонажи картины Казимира Малевича «Спортсмены», 1930 год. В основе — геометрические фигуры и люди без лиц. Как нам «проникнуть» в эту картину? Давайте представим, о чем думают эти четыре персонажа? Есть ли у них мысли? На соседней с картиной странице мы разместили формы, куда ребенок может вписать мысли героев. Малыши рисуют, кто постарше — пишут.
Пример «Разрешение границ картины»: Еще одна работа Казимира Малевича «Красная конница». Задание звучит так: конница куда-то скачет. Куда? Нарисуй. Есть много интересных игр с картиной «Черный квадрат». Некоторые думают, что Казимир Малевич изобразил его, потому что не умел рисовать. Конечно же, это не так. В основе совсем другая идея.
Какие подходы срабатывают лучше: визуальные, сюжетные или исторические
Дети разные. Есть теория, что у детей есть доминирующие каналы восприятия и взаимодействия с реальностью, а также разные виды интеллекта — эмоциональный, визуальный, рациональный, физический, телесный или языковой. Поэтому в наших книжках очень много заданий: одно — «дорисуй», другое — текстовое. Это позволяет детям получить доступ к информации. Работают такие приемы, как:-
игра;
-
вопросы;
-
книжка, в которой можно рисовать;
-
сказки и стихи.
В книге обязательно даем краткую биографию художника, написанную очень простыми словами.
2 КЛЮЧ — сказки
Как вписать в сказку произведение искусства? Какой сюжет взять за основу?
Мы предложили белорусским писателям выбрать одного художника, изучить его и написать сказку. Сказка обязательно должна была быть связана с творчеством и методом художника. Так появилось прекрасное повествование о «мечтательном мальчике Марке, которого манило небо, куда он летит со своей подружкой Беллой». О Марке Шагале, переплетая немного выдумки и немного реальных историй его жизни, написал белорусский философ и писатель Валентин Акудович.
Сюжеты сказок в книге о К. Малевиче связаны с его картинами, например, работы «Дровосек» и «Торс в желтой рубашке». Но они сказочные, не драматичные. Все написанные сказки получились очень светлыми.
Какие цели стоят перед группой авторов
Первая цель, которую мы перед собой ставили, — развитие базовой толерантности к современному искусству, которой не хватает у взрослых. Знакомство с чем-то сложным и непонятным в детстве означает другое отношение во взрослом возрасте. Наши книги предназначены для детей 6-12 лет. Но оказалось, что малышам младше 6 лет очень нравятся стихи и сказки, а тем, кто постарше, — художники. Сейчас мы видим, что и взрослым это тоже интересно. У взрослых много вопросов о современном искусстве. Такая книга с разъяснениями «на пальцах» — отличный старт в поиске ответов.
Вторая цель — развитие умения критически мыслить относительно визуального материала. Дети учатся «видеть» картину и «доставать» из нее смыслы. Взрослые обычно объясняют и описывают, а дети расширяют свое понимание с помощью визуальных инструментов. В более старшем возрасте им становятся понятны и вербальные способы описания.
Третья цель — научиться думать об искусстве и получать из него эмоциональную и интеллектуальную информацию. Часто мы приходим в музей и ожидаем потрясение и каких-то невероятных ощущений. Но вот картина, мы смотрим и не получаем абсолютно ничего. Почему это происходит? Потому что у нас нет навыка думать об искусстве. А именно посредством думания мы получаем доступ к чувствованию.
3 КЛЮЧ — СтихИ
4 КЛЮЧ — визуальное оформление
Книга для детей — целый мир. Как страницу за страницей удерживать внимание ребенка? В книге использованы маленькие дизайнерские решения, которые делают ее интересной для маленьких читателей:
- в ней можно рисовать;
- мы применили крупные шрифты, стараясь при этом сохранить чистоту текста, чтобы он легко давался детям, которые уже умеют читать;
- в некоторых местах мы добавили наброски для слов «карандаш», «мел», «краски», выделили цветом ключевые слова «натюрморт», «портрет» и др.;
- в книгах много вопросов: «Как ты думаешь?», «Что тебе нравится?» и заданий: «Поразмышляй» и т. д.;
- текст, картинки и дизайнерские приемы дополняют друг друга, а это стимулирует ребенка.
5 КЛЮЧ — критерии отбора работ и художников
Какие работы выбрать, чтобы с разных сторон представить автора ребенку?
Понимая, что книга о малоизвестных художниках никому не будет нужна, мы выбирали самые популярные работы знаменитых творцов — это азбука современного искусства. Привязка к именитым личностям — это тактический ход, который дает доступ к широкой аудитории.
Часть работ К. Малевича была подобрана авторами сказок, некоторые картины выбрал дизайнер. Редакторы же хотели, чтобы были представлены все периоды творчества.
Самые распространенные заблуждения и ошибки в разговоре о современном искусстве с детьми
1. Мы воспринимаем детей, как маленьких взрослых. Но на самом деле, они совсем другие. Мы поняли, что главная цель — познакомить с современным искусством так, чтобы ребенку было комфортно и он не испугался недоступности и сложностей.
2. Мы не использовали раскраски. Раскраска — замкнутый процесс. Ребенок видит картинку, разукрасил и забыл.
3. Мы не ставили перед собой цель научить детей рисовать, «как Малевич», и не стремились, чтобы дети запомнили фамилию или картину. Но выявили, что дети помнят и фамилии, и картины. Просто им было интересно читать, смотреть, думать и информация «записалась».
Следующее издание группа авторов планирует посвятить Парижской школе на основе корпоративной коллекции одной из белорусских компаний, а также составить детскую книгу для Национального художественного музея Беларуси. Средства на издание книг для детей о современном искусстве были собраны на краудфандинговой платформе.