Culture Bridges: Как привести "Хулигана" в Мыстецкий Арсенал
Театральный режиссер и автор перформансов Питер Кант (Лондон / Берлин) работает на международном уровне, ставит междисциплинарные перформансы. В Великобритании поставил такие спектакли как «Нерожденные в Америке» / Unborn in America на студии Royal Opera House Linbury Studio и VAULT Festival - самом большом большом и смелом фестивале искусства и развлечений Лондона.; «Александрия» в театре “Yard”, а также новые представления для оперной труппы "Mahogany Opera Group" и молодежной труппы Английской национальной оперы. В рамках гранта международной мобильности Culture Bridges вместе с группой молодых украинских актеров Питер создал сайт-специфик спектакль «Хулиган» в Мистецьком Арсенале..
Питер начал сотрудничать с группой молодых актеров в Украине в 2016 году, когда принял участие в резиденции ЕТС на Гогольфесте. Они продолжили коллаборацию и в 2017-м поставили спектакль «Если не можешь найти партнера, воспользуйся деревянным стулом» / If You Can not Find a Partner Use a Wooden Chair, который был показан на 10-м юбилейном Гогольфесте. Канта это очень вдохновило, ему понравилась работа актеров.
"Было очень интересно то, как они ссылаются на советский кинематограф, на сюрреализм, живопись, музыку и тому подобное. Они показались мне более открытыми и свободными, чем многие актеры в Великобритании ", - рассказывает режиссер.
Питеру хотелось попробовать что-то новое: совместить опыт в музыкальном театре и желание начать новый проект в Киеве. Он стремился вернуться к тому, с чего начиналась его работа в Украине, а именно - обыгрывать масштабные индустриальные помещения. Режиссеру хотелось собрать труппу из молодых актеров и расширить коллектив. А потом Кант нашел свою тему.
Помог ему в этом знакомый актер, который был чрезвычайно культурным человеком , с поэтическим мировосприятием. Однако режиссер узнал, что в подростковом возрасте актер был футбольным хулиганом.
"Оказалось, что в то же время, когда он дрался с пацанами из вражеских команд по лесам в окрестностях Харькова, он учился в школе искусств и уже начал приобретать славу, как талантливый молодой актер. То есть он вел некую двойную жизнь, меня заинтересовало это противоречие, потому что оно отчетливо проявляется в свете таких театральных тем, как актерство в бытовой жизни и маски, которые мы надеваем в обществе. В то же время, мне хотелось поработать с этой бойцовской энергией. В наше время она проявляется в том, что к политике возвращается племенное мышление, а Европой распространяются популистские движения. И я подумал, что мы могли исследовать эти темы через историю молодого человека, которому приходилось ежедневно составлять свой образ врага, когда он ходил драться в лес ", - добавляет режиссер.
Так появился сюжет и Кантр начал искать людей, с которыми можно было бы его воплотить, а кроме того - большое помещение. Оказавшись в Мыстецком Арсенале вечером, Питер бы в восторге.
"Я также искал миф, с которым можно было бы связать сюжет о хулигане, и в памяти всплыл «Потерянный рай» Джона Мильтона. В этой пьесе сатана действует как своеобразный герой: он восстает против Бога, которого считает тираном, но конечно, терпит поражение и оказывается в аду. Я увидел там наслоения и параллели, близкие к украинскому обществу и революции, и стремление к неповиновению, чтобы испытать пределы своих возможностей. Поэтому я сразу подумал о коллаже из ангелов-революционеров и хулиганов ", - рассказывает режиссер.
Для того, чтобы воплотить мечту в жизнь, режиссер подал заявку на грант мобильности от Culture Bridges.
"В МыстецкомАрсенале мы хотели создать зрителям условия для особого переживания, это было бы путешествие сквозь закат солнца в ночь. Мы не имели сценария, было только несколько идей и коллектив невероятных художников, которым я полностью доверял. Еще пригласил прекрасную композиторку из Великобритании, Джессику Марион-Дэвис. Она приехала к нам на пять дней, учила техникам хорового пения и помогала музыкально оформить спектакль живым исполнением советских и современных эстрадных песен. Многие сразу сильно поверили в этот проект. Каким-то образом им откликнуласьнаша тема, а может и наш рабочий процесс, нацеленный на как можно более горизонтальную структуру всей театральной труппы, что давало нам возможность быть вместе и честно творчески общаться между собой ", - рассказывает Питер.
По словам Канта, «Хулиган» включает в себя очень разные музыкальные стили и имеет полифонический эффект благодаря акустике локации. В спектакле звучат украинский, русский и английский языки. Немало текстов актеры создали сами.
16 июля команда впервые провела прогон спектакля в присутствии приглашенных гостей на закате. Пришло более сотни человек.
"Вот это был вызов! Мы сыграли первый открытый показ 17 июля на закате, а последний открытый показ - на следующий день, после захода солнца. Мне нравилось, что условия показа менялись, и каждый раз когда мы выступали, атмосфера была полностью новой ", - делится режиссер.
Небольшой бюджет был предназначен для реквизита и костюмов, но команда хотела / чтобы мебели было как можно меньше. . Задача была такой, чтобы люди увидели пространство - делится режиссер - испытали и пропускали через свое собственное воображение каждое действие - так зрители становились соавторами иллюзии.
"В пространстве спектакля мы нацепили занавес, где прорезали отверстие, образовав что-то похожее на киноэкран. Поэтому зрители смотрели на пространство Мыстецького Арсенала так, будто бы смотрели фильм. Затем зрителей приглашали переступить через экран и последовать за персонажами. Весь спектакль идет в стиле «променад»: он иммерсивный и интерактивный. Зрители и актеры ни одного мгновения не стоят на месте. Это путешествие ", - говорит Питер.
Режиссера вдохновляет Киев и бурная творческая жизнь: откровенная, бесстрашная и авантюрная, с огромным спектром талантливых художников.
"Впрочем, в Украине не очень хорошо знают об иммерсивной и интерактивной модели театра, а также о методе совместной постановки (devised theatre). Поэтому я хотел поощрить молодых театральных деятелей и артистов перенять новые методы работы в нетрадиционных помещениях, чтобы они поняли, что на самом деле, они имеют более широкие творческие возможности, чем в целом по Европе, где такие эффектные локации или недоступны, или полностью отремонтированы ", - добавляет режиссер.
По мнению Канта, сейчас прекрасное время для нововведений и для того, чтобы практиковать уже опробованную им методику - заходить в определенное пространство и создавать там уникальные представления. Вопрос в том, как сделать финансирование более доступным для независимых театральных деятелей, и каким образом выстроить связи с международными фондами, которые тоже могут участвовать и поддерживать такую деятельность.