Основатель студии онлайн-образования EdEra: «Визуализация для онлайн-курса – это как дресс-код на работе»
Эффект тревожности
В учебном процессе большинство людей теряются еще на этапе привлечения. И мне кажется, что это та причина, по которой четыре года назад мы начали делать проект EdEra. Самое важное – показать, что какая-то сфера или предмет – это круто и вау. Далее человек уже сам будет открывать книгу, углубляться и узнавать. Однако первичная форма и содержание в хорошем дизайне, понятном нарративе, без канцеляризма и вымышленной сложности – это то, что должно побудить человека к обучению и разрушить эффект тревожности. Научно подтвержденным фактом является то, что существует, скажем, эффект математической тревожности. Детей с детства пугают, что математика – это очень сложно. И следствием является то, что у многих возникает пожизненный страх перед этой дисциплиной. Во избежание подобного, нужно выстраивать понятный ассоциативный ряд, не усложнять и объяснять, что этот предмет не с другой планеты. Мне кажется, как раз одной из целей образования является разрушение этой тревожности в познании.
Активное обучение с онлайном и без
Вместе с командой мы выделили те ключевые принципы эффективного обучения, которые международное научное сообщество считает действенными. Один из них – это активные формы подачи информации и взаимодействия. Учеников нужно поощрять за активное участие в занятиях и ответственность за свое обучение. Это могут быть интерактив, групповая работа, презентации работ, эксперименты, проектная работа, дебаты и так далее. Кроме того, ученикам можно предложить решить, что именно и когда они хотят изучать.
Нельзя просто взять и сказать учителю: прекращай читать свои конспекты и давай что-то выдумывай. Это не даст никаких результатов. Нужны сценарии уроков с активными формами или демонстрации, как можно изменять учебный опыт учащихся. Онлайн-контент – это один из инструментов, с помощью которых обучение легче привести к активным формам. Например, запустить ротационную модель. Она работает так: мы делим одну большую группу на 2-3 маленькие, каждая из которых имеет свою задачу: одна ищет теорию онлайн, другая занимается разработкой проекта, а третья – взаимодействует с преподавателем. Затем раздается звонок, группы меняются. Так каждый студент получит больше внимания, потому что работать с пятью людьми гораздо эффективнее, чем с двадцатью.
Само по себе онлайн-образование – не панацея. Идея смешанного обучения и роли онлайна не в том, чтобы за счет технологий сделать лучший контент, чем тот, что может предоставить учитель на месте. Фактически онлайн-материалы помогают интереснее организовать учебный процесс.
Подростки как мерило качества
Для всей команды одобрение подростками на YouTube проекта, над которым мы работаем, – это наибольшая похвала. Ведь эта аудитория видела очень разный контент, поэтому ей есть с чем сравнивать. Итак, когда мы делаем видео для учащихся, мы конкурируем не столько со школой, сколько с другими видео на YouTube. Соответственно, образовательный контент для подростков – это вызов и по сценарной работе, и визуальному оформлению.
Дресс-код для курса
Создание онлайн-курса – это смесь дизайна, психологии, образования и маркетинга. Нужно понимать, для кого все это, четко представлять этого Кирилла, которому 21 год и который учится на третьем курсе университета.
Образование – это тоже продукт, как и любой другой. Именно поэтому, в зависимости от целевой аудитории, будет меняться визуальное оформление наших курсов и формат, в котором подают информацию. Это как дресс-код на различных работах. Все имеет значение, даже цвета, потому что этим ты тоже доносим какую-то идею, отношение к контенту. Например, если мы делаем курс для учителей младших классов, которые должны создать теплую учебную среду, то весь контент будем подавать в теплых оттенках и цветах.
Эколь Политехник [французская высшая школа по подготовке инженеров – ред.] разработала брошюру о базовых принципах визуализации онлайн-курса. Harvard initiative for learning and teaching проводит много экспериментов относительно подачи образовательного контента, использования тестов и т. п. Вот лишь некоторые из большого количества базовых правил, которые мы также дополнили своими наработками:
- в течение массового открытого онлайн-курса лектор в кадре должен появляться обязательно, потому что это создает эффект присутствия;
- если лектор хочет что-то сказать субъективное о контенте на экране, то должен с ним взаимодействовать: смотреть на него, показывать;
- если же изображение насыщено информацией или очень яркое, то лектора надо убирать из кадра;
- слишком информативно – демотивирует, много воды – вызывает скуку;
- недостаточно визуализации и ассоциаций – контент не воспринимается;
- много визуализации, тени и надписей, которые мигают, – вызывает эпилепсию;
- отсутствие воздуха между словами и наличие более трех цветов – это моветон;
- самое раздражающее, что можно сделать, – вывести большой текст на экран и зачитывать его слово в слово. Так нельзя делать вообще. Человек так устроен, что читает быстрее, чем слушает, поэтому это совершенно бессмысленно.
- не надо размещать на слайде более 80 слов;
- темп нарратива в учебном видео должен быть быстрее привычного в реальной жизни (по исследованиям edX – более 185 слов/минута, англ.)
- материал в онлайне следует разбивать на небольшие релевантные кусочки информации (Microlearning). Продолжительность видео следует планировать не более 6 минут (согласно исследованиям edX).
Недостаток качественных образовательных материалов есть во всех сферах – и в технической, и в гуманитарной. Я вообще не могу назвать ни одной дисциплины, которая не имеет значения. Разве что астрология, я просто в нее не верю. Кроме этого, все важно.