КАК СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ МЕНЯЮТ СОВРЕМЕННУЮ КУЛЬТУРУ?

Специалист в области новых медиа Лев Манович о том, как программное обеспечение и социальные сети разрушают стереотипы и изменяют культуру

«Ненужные» жанры

Культура была иерархична, вы приходили в библиотеку, все было принято делить на категории. В 90-х еще не было поисковых машин: вместо этого существовал Lycos, где сайты тоже были разделены на категории. Все изменилось с появлением Google. Я, как представитель старшего поколения, пытаюсь разделить все свои файлы на категории, выстроить иерархию, а молодые люди все чаще просто сохраняют все в одном месте и потом ищут нужный файл по названию или по каким-то другим параметрам.

Гибридная культура

Гибриды становятся новой нормой в культуре, новой эстетикой, при этом остаются формальные границы: в вузах изучают отдельно разные виды дизайна, а в музеях экспонаты по-прежнему разделяют на жанры, но появляется все больше произведений искусства, которые сложно классифицировать.

Контент бессмысленно описывать небольшим количеством устаревших терминов и делить его на жанры. Вместо этого есть некий набор элементов, как в LEGO, которые можно по-разному комбинировать. Это можно сравнить с ДНК – с помощью определенного количества функций, которыми обладает современное программное обеспечение, можно создавать произведения искусства, снимать фильмы, делать анимацию и комиксы и т. п.

Судьба текста

Люди стали производителями контента. Благодаря «Фейсбуку» и «Твиттеру», нарративы длинных текстов были заменены новой формой информации – потоком данных. В интерфейсах соцсетей индивидуальные «трансляции» распределенных в пространстве пользователей превратились в один постоянно растущий монтаж. Впрочем, поскольку ни один автор не организует этого монтажа, события часто не связаны друг с другом, поэтому «монтаж», возможно, не самый лучший термин. Но мы не можем сравнить этот поток и с сюрреалистическими умышленными сопоставлениями совершенно несвязанных друг с другом объектов; если у вас много друзей с похожими бэкграундами и интересами, хотя бы отдельные куски вашего потока будут пересекаться по темам.

Культурная аналитика

Когда я пытаюсь для себя объяснить, что такое культурная аналитика, я провожу аналогию с Google Trends – это самая простая аналогия. Или, например, диаграмма Эйзенштейна – кривые, которые показывают, как изменяются кинематографические образы.

Саму идею и приемы, которые мы используем, можно связать с существующими традициями автоматического анализа огромных массивов информации. Это происходит последние десять лет. Причем это не существует лишь в одной индустрии или науке. Если открыть типичную статью из обзора любой области науки за последние несколько лет: все постоянно обсуждают, что мы, с одной стороны, гибнем в море информации, с другой – все понимают, что это открывает перед нами совершенно новые возможности. Это, конечно, и предмет исследования науки и ученые тоже этим занимаются. Но больше всего эта идея проявляется в Сети.

Неисследованный digital art

У меня есть такая надежда, что культурная аналитика поможет людям, прежде всего, больше внимания уделять культуре, в которой они живут. Потому что, когда открываешь рубрику «Культура» в New York Times, там речь будет идти об опере, театре и немножко о кино. Но какой процент людей ходит в оперу? А все при этом используют Google или Adobe. Почему, собственно, нет равного количества публикаций, посвященных описанию новых интерфейс-программ, или интерактивного дизайна, или дизайна веб-сайтов? Ведь это культура, в которой мы живем! И новейшие технологии – не менее важный элемент этой культуры.

Лев Манович – один из ведущих специалистов в области новых медиа, профессор Университета Калифорнии (Сан-Диего), основатель и глава Лаборатории Software Studies Initiative, автор книг The Language of New Media и Software Takes Command. Известен как разработчик новой методологии «культурного анализа», включающего «компьютерный анализ и визуализацию информации для исследования культурных трендов».

Актуально в других разделах: