Киноревизия Донбасса: зачем и как исследовали кино о востоке Украины

Довженко-Центр издал «Кинематографическую ревизию Донбасса 2.0». Это альманах, в котором исследователи анализируют кино, снятое о Донбассе и на Донбассе с начала XX века. Кроме книг с академическими статьями, авторы проекта организовывали кинопоказы в разных уголках Украины. Люся Зоря, бывшая соруководительница проекта и член борда Ассоциации «Культура и Креативность»*, рассказала, где искали деньги на проект, зачем исследовать кино о Донбассе, и почему украинские фильмы приходится отыскивать почти подпольно. А еще – что нового можно увидеть в фильмах, снятых сто лет назад.

Первый альманах, который в 2015 году небольшим тиражом выпустил Довженко-Центр – сборник из шести статей о кино. Его цель, как пишет в предисловии составитель Станислав Мензелевський, – увидеть Донбасс и стать интеллектуальной провокацией, которая будет призывать к киноведческой, исторической и культурологической рефлексии. На 160 страницах книги исследователи анализируют образ региона в украинском советском кино, фильмы Дзиги Вертова, Леонида Лукова, Сергея Параджанова, Владимира Хотиненко и экранизации Бориса Горбатова. Еще здесь есть фильмография – собрана информация обо всех художественных фильмах Донбасса, начиная с 1924 года и заканчивая 2013-ым.

Продолжает и расширяет это исследование второе издание книги – «Кинематографическая ревизия Донбасса 2.0». Сюда добавили документальное кино, блок хроникальных фотографий Донецкой и Луганской областей, вдвое увеличили количество статей, а в качестве бонуса к каждой книге этого лимитированного издания добавилась гипсовая миниатюра знаменитого памятника Артему авторства Ивана Кавалеридзе.

Создание обеих книг стало возможным благодаря получению государственной субсидии. Соруководительница проекта Люся Зоря тогда работала в Довженко-Центре грант-менеджером и искала возможности, где можно было бы получить финансирование для проекта. Деньги нашлись в Фонде фундаментальных исследований.

«Специфика заключалась в том, что преимущественно Фонд поддерживал научно-исследовательские работы по точным наукам. Это был первый конкурс проектов на гуманитарную тематику, касающийся изучения приграничных территорий. Фактически он дал нам возможность для исследования, – рассказывает Люся. – Кажется, мы были молодыми аппликантами на этот государственный грант. Мало кто знал о конкурсе, и там были достаточно сильные ограничения. Скажем, проекты могут реализовать только те институты, которые имеют право вести научную деятельность. Если кто-то хотел податься, то он должен был быть частью университета или другого учреждения».

Когда проект только задумывался, то в планах были исследование, издание альманаха и сбор фильмографии. А ключевой идеей – показать, как образ Донбасса конструировался с помощью кинематографа, начиная с 30-х годов до настоящего времени, и как этот образ менялся.

«Мы привлекли не только исследователей кино, но и ученых, специализирующихся на теме Донбасса, – продолжает Люся. – Каждый исследователь взял для себя определенный исторический период, который ему был интересен. Исследование продолжалось где-то полгода, и результатом стало первое издание «Киноревизии». Потом мы поняли, что хотим продолжать этот проект. И команда в целом была заинтересована в просветительской деятельности, организации лекций и кинопоказов. А как мы можем говорить о кино, не показывая его? После успешного первого проекта, Фонд фундаментальных исследований осуществлял финансирование еще один год. Это позволило продолжить исследования и по его результатам подготовить второе издание уже за счет Довженко-Центра».

Кинопоказы и лекции, которые профинансировал Фонд Розы Люксембург, помогли привлечь другую аудиторию.

«Это как подход в современном музееведении. Там планируют экспозиционные объекты, ориентируясь на то, как можно будет донести информацию разной аудитории, даже трехлетнему ребенку, в пределах одного пространства. Каждый культурный проект должен иметь ​​многогранную составляющую. Одним людям удобно читать дома, другие лучше воспринимают визуально или в формате лекции», – объясняет Зоря.

В этом проекте Довженко-Центр реализовал публичную программу в своем формате кинолектория “Культурфильм”. Чтобы привлекать аудиторию, которая раньше такие события не посещала, устраивали различные мероприятия: лекции, дискуссии и нетипичные кинопоказы. Например, демонстрировали немые фильмы с современными саундтреками, часто в живом исполнении. К дискуссиям приглашали специалистов кино и на темы, касающиеся фильмов. В рамках показов «Кинематографической ревизии Донбасса» пригласили оператора документальных фильмов «Июльские Грозы» и представителя профсоюза горняков Украины, который говорил о своем участии в забастовках 1989 – 1991 годов и современном состоянии угольной промышленности.

«Когда мы ездили с лекционной программой, то видели, насколько по-разному люди реагируют на услышанное, насколько по-разному включаются. Скажем, наш опыт во Львове показал, что людям довольно трудно, если это не чисто развлекательное событие, а дискуссия на сложную тему. Поэтому дискуссия предполагает критическое мышление. На такие события приходит гораздо меньше людей. Но это не количественный показатель, а качественный. Можно просто прочитать лекцию или показать фильм, после чего человек пойдет. А можно включиться в дискуссию. Особенно круто, когда на показе миксуются разные поколения, которые видят все под совершенно разными углами зрения», – рассказывает Люся.

Целью таких показов и дискуссий было открыть людям ту страницу истории, которой они не знают, и формировать привычку критического мышления.

«Мы хотели покопать корни общественных архетипов и посмотреть на них со стороны, – объясняет Люся. – И да, для этого надо анализировать пропаганду тоже. Если ее отвергать, то это выходит кураторская цензура, и мы не увидим полной картины. В конце концов, Дзига Вертов – это тоже пропаганда, это создание образа идеального рабочего. Как делали кино в Советском союзе? Ничего не снимали без сценария, утвержденного руководством. Даже пропагандистские фильмы надо анализировать, они чрезвычайно интересны».

В рамках проекта показывали фильм «Июльские грозы» Анатолия Карася и Виктора Шкурина. Это фильм, состоящий из двух частей, о первых за долгое время массовых протестах в Советской Украине. Тогда в шахтерских забастовках в Донецке приняли участие несколько сотен тысяч горняков.

«Фактически это единственное документальное свидетельство советского производства о протестах 1989 – 1991 годов. Когда мы показали его в партнерстве с Docudays в позапрошлом году, то к нам начали поступать запросы из других точек Украины. И эти фильмы в разной степени демонстрировали во Львове, Лисичанске, Мариуполе и Киеве. Была сформирована программа, которая может экспортироваться», – говорит Люся.

Одна из проблем, с которой столкнулись составители и исследователи проекта, – то, что многие украинские фильмы советской эпохи хранятся не в Украине. Часть из них – в российском фильмофонде, еще часть рассеяна в европейских архивах.

«В основном это фильмы 1920-30-х годов. Мы столкнулись с проблемой – фильмов Лукова нет на пленке в Украине, почти все хранятся в Госфильмофонде. Если раньше государственные средства покупали фильмы, то в последние годы, насколько мне известно, это уже не так легко», – рассказывает Люся.

Составитель обоих изданий альманаха Стас Мензелевский добавляет: «В начале 90-х все фильмы, снятые на украинском студиях, отправляли на хранение в фильмофонд под Москвой. А когда решили сделать архив украинского кино, выяснилось, что кино уже здесь нет. Была кинокопировальная фабрика, на которой печатали пленку для дистрибуции для нескольких республик, и на базе этой фабрики были какие-то пленки, около 1 000 фильмов. На основе этого сделали коллекцию. Мы когда-то покупали фильмы в России, но после войны, конечно, об этом уже речь не идет».

Из-за дистрибьюторской политики 20-х много украинских фильмов показывали в Америке и Европе. Поэтому сейчас их легче найти там. Но это происходит случайно ввиду отсутствия государственной программы финансирования на целенаправленный поиск.

«Российские исследователи ездят, сидят в архивах, отыскивают свои фильмы. Иногда через них получается найти и украинские. Например, один наш знакомый исследователь, находясь в берлинском архиве, нашел там украинский фильм, который считали утерянным. Рассказал нам, мы вышли на архив, фильм нам вернули. Но без государственной программы это все происходит спонтанно», – говорит составитель.

Собственно, это было одной из главных целей проекта – зафиксировать все фильмы, о которых известно, создать полную базу кино о Донбассе. Результатом стала книга с украинским субъектностью.

Издание «Киноревизия Донбасса 2.0» стало лауреатом конкурса «Лучший книжный дизайн» Международного фестиваля «Книжный Арсенал» 2018. 

Заказать книгу можно на сайте Довженко-Центра: http://www.dovzhenkocentre.org/product/50/ 

* Узнать больше об Ассоциации «Культура и Креативность» 

Актуально в других разделах: