Неформальное образование в культуре: долгосрочные вклады с высокими процентами

Как работает система неформального культурного образования в трех европейских странах – Великобритании, Франции и Эстонии, как она может взаимодействовать с образованием формальным, и как эти влияния действуют в долгосрочной перспективе.

Неформальное образование в Украине сейчас переживает подъем, если не сказать «бум». Еще 5-7 лет назад на этом поприще работали единичные энтузиасты – тогда вместо развитой инфраструктуры отечественного неформального образования были только огонь в глазах и жажда к реальным изменениям.

Неформальные образовательные проекты в Украине начали появляться по компенсаторному принципу, восполняя пробелы в образовании формальном. Это вполне логично, ведь реформирование средней и высшей школы – огромный проект, неформальное же образование – более гибкое и легче адаптируется к обновлениям, а иногда и само является их проводником.

Сейчас в Украине неформальные проекты не просто заполняют имеющийся вакуум, но и пытаются запустить определенные процессы обновления в образовании. Интересно, что в других странах Европы, где неформальное образование подчас имеет более чем столетнюю историю, внимание к нему и дальше уверенно растет.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ИСТОКИ

Понятие «неформальное образование» вошло в обращение в конце 1960-х годов. В 1967 году во время международной конференции в Вильямсбурге (США) встал вопрос о мировом образовательном кризисе из-за проблем с устаревшими учебными программами и низкой способности формального образования адаптироваться к глобальным изменениям.

Стало очевидно, что получить все необходимые знания только в системе официального образования невозможно, а на смену устаревшей концепции «одно образование на всю жизнь» пришла другая – «обучение в течение всей жизни» (lifelong education).

Именно тогда появилось разделение на формальное, информальное и неформальное образование.

 

Еще в 1960-х годах в мире на смену концепции «одно образование на всю жизнь» пришла другая – «обучение в течение всей жизни». Фото: monkeybusiness/Depositphotos

Согласно классическому определению, неформальным образованием является любой организованный и постоянный образовательный процесс, который осуществляется вне системы традиционного (формального) образования.

Фундаментальные принципы неформального образования – доступность и добровольность. В сочетании с концепцией «обучения в течение жизни» это делает неформальное образование оптимальным инструментом для людей с совершенно разными целями – от заполнения пробелов в базовом образовании до получения знаний для профессиональной деятельности.

На сегодняшний день фактически все обучение или скорее весь полученный опыт, который не приводит напрямую к получению диплома, можно считать неформальным образованием. Его целевой аудиторией может быть кто угодно: дети или взрослые, люди с неполным средним образованием или с ученой степенью.

Мы попытались проанализировать, как работает система неформального культурного образования в трех европейских странах – Великобритании, Франции и Эстонии, как она может взаимодействовать с образованием формальным, и как эти влияния действуют в долгосрочной перспективе. А также какие выводы из этого опыта может сделать для себя Украина.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС, А НЕ РЕЗУЛЬТАТ

Великобритания может похвастаться едва ли не лучшим в мире формальным образованием, но и неформальное здесь не отстает. Британцы считают, что неформальное образование – это скорее процесс, чем результат, а его цель заключается не только в получении знаний, но и в поддержке обучения ради обучения.

Это можно назвать культурой обучения как одной из обязательных составляющих полноценной жизни.

Чтобы сделать британское образование более конкурентоспособным, правительство Великобритании в свое время начало с трансформации на уровне национальной образовательной политики, перейдя от концепта «управление человеческими ресурсами» к концепту «управление человеческим капиталом».

Человека («владельца» компетенции или квалификации) рассматривают не как орудие труда, а как ключевое звено новой экономики знаний.

Однако культурный эксперт и консультант в области креативной экономики, руководитель программы ЕС-Восточного партнерства «Культура и креативность» Тим Уильямс отмечает, что словосочетание «неформальное образование» на украинском и английском языках означает не совсем одно и то же.

 

Руководитель программы ЕС-Восточного партнерства «Культура и Креативность» Тим Уильямс. Фото: culturepartnership.eu

По его словам, в Британии сильный сектор формального образования, который обеспечивает специализированное образование специалистов в области креативной экономики. Поэтому неформальное образование (и культурное, в частности) берет на себя скорее дополнительную функцию.

Неформальное культурное образование является «приложением» к уже имеющимся профессиональным знаниям тех, кто выбрал профессию в секторе креативной экономики. Например, в Великобритании вы можете закончить факультеты дизайна освещения, дизайна сценического костюма, stop-motion-анимации и еще много других в государственном университете.

«Если я, например, молодой PR-менеджер, который начинает карьеру, то я уже имею степень по PR и маркетингу. Поэтому любые неформальные курсы, которые я выбираю, будут дополнением к моим знаниям. Я могу оплатить эти курсы самостоятельно, или это может сделать компания, в которой я работаю», – приводит примеры Тим Уильямс.

То, что в Великобритании причисляют к сектору неформального культурного образования и креативных индустрий, сосредоточено на привлечении или возвращении безработных и социально незащищенных людей (особенно молодежи) к работе. Это важно, потому что уменьшает их зависимость от социальных услуг и снижает уровень маргинализации и радикализации молодежи.

«С точки зрения социального инжиниринга, культура – это отличный выход для нереализованного таланта. Культурные стартапы имеют небольшую стоимость и могут стать первым шагом в мир работы для многих», – добавляет Уильямс.

На вопрос, так ли уж необходимо неформальное образование Великобритании с ее мощным формальным, господин Уильямс отмечает, что такая постановка вопроса ошибочна.

«Люди получают доступ к образованию по-разному и в разный период жизни ввиду различных жизненных обстоятельств. В неформальном образовании могут нуждаться молодые матери, которые возвращаются к работе и желают обновить свои профессиональные навыки, работая неполный рабочий день, люди среднего возраста, которые оказались «лишними» в своих отраслях, или безработная молодежь, которая живет за чертой бедности, в социальном жилье и без формального образования».

ФРАНЦИЯ. ГОСУДАРСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ ИГРОК ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ

Франция может похвастаться не только сложившейся и разветвленной системой официального образования, но и четкой национальной политикой в этой области.

Во-первых, все среднее и высшее государственное образование здесь бесплатное. Во-вторых, государство – ключевой игрок в гуманитарной сфере. Практически все институции, которые организовывают образовательный процесс, получают субсидии от государства, поэтому государство сохраняет определенный контроль над их работой.

Есть образовательные институции, которые полностью поддерживаются государством, есть частные, но частично финансируемые государством, есть также частные образовательные институции, которые не получают никакой государственной поддержки. Отдельно существуют частные высшие школы – иногда дипломы, которые они выдают, не имеют лицензии на национальном уровне, но высоко котируются на рынке труда. Впрочем, любые экзамены во Франции являются государственными.

 

Почти все институции, которые организовывают неформальный образовательный процесс во Франции, получают субсидии от государства. Фото: shotsstudio/Depositphotos

К неформальному образованию французы обращаются, чтобы получить новые знания или навыки или повысить свою профессиональную квалификацию.

Французское неформальное праздно-ориентированное образование, и культурное в частности, чаще всего организовывают образовательные ассоциации при поддержке мэрий. Это касается образования и для детей, и для взрослых. Это образование предоставляется или по принципу тематических кружков – несколько раз в неделю, или же ассоциация организовывает какие-нибудь стажировки, интенсивы, курсы и др.

Обычно праздно-ориентированное неформальное образование не дает никаких преимуществ для CV, но есть и исключения. Например, при Национальной консерватории искусств и ремесел CNAM (Conservatoire national des arts et metiers), где помимо прочего есть много культурных и художественных направлений, существует школа Ecole du Louvre.

Это учебное заведение основано еще в 1882 году, здесь преподают историю искусства, археологию и музейное дело, а в целом – более 30 специальностей. Чтобы туда поступить, нужно пройти конкурс досье и оплатить обучение.

 

В Ecole du Louvre при Национальной консерватории искусств и ремесел можно выбрать одну из 30 различных специальностей. Фото: eo-guidage.com

«Образование в Ecole du Louvre интересно тем, что обучение здесь происходит во второй половине дня, то есть это вечерняя форма образования, – отмечает исполнительный директор Французского Института в Украине Матье Арден. – Но это системное и основательное образование. К тому же, у студентов есть возможность учиться на примере Лувра и его коллекции.

Человек, окончивший Ecole du Louvre, получает ко всему еще и возможность работать в самом Лувре, например, хранителем. Хотя для этого придется пройти специальный конкурс, который предусмотрен для всех, кто претендует на административные должности любого уровня во Франции».

Для тех, кто уже получил базовое культурное образование и хотел бы продолжить обучение, существуют курсы при образовательных ассоциациях. Даже если такие курсы краткосрочные, они признаются государством, а упоминание о них в CV ценится на рынке труда.

Арден приводит факт того, как парижская мэрия финансировала курсы повышения квалификации по кулинарному искусству. Экзамены были очень строгие, а конкурсный отбор – жесткий. Так происходит всегда, когда речь идет о том, что те или иные знания, даже полученные неформально, могут помочь в дальнейшей карьере.

 

Директор Французского института в Украине Матье Арден. Фото: mediananny.com

Таким образом, в большинстве своем неформальное образование существует бок о бок с государством – государственные образовательные институции или сами предоставляют его, или тем или иным способом влияют на этот процесс. Неформальное образование, по сути, «встраивается» в систему формального, дополняя его и работая с ним в определенной синергии. Руководящая роль государства транслируется и на принцип распространения идей и реформы в образовательной сфере.

«Реформы в области образования инспирирует именно государство, – продолжает Матье Арден. – Все образовательные концепты так или иначе исходят от государства, а дальше начинают проникать во все формы образования. Но любые реформы, которые запущены государством «сверху», непременно сопровождаются открытым диалогом и обменом идеями с независимыми ассоциациями и неформальными образовательными институциями.

В общем, если в Украине реформы в области образования пытаются «проталкивать» снизу вверх, то во Франции, когда государство испытывает потребность в переменах, оно само начинает диалог».

ЭСТОНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА

Эстония – яркий пример страны, которая взялась активно реформировать свою образовательную систему в течение последних 25 лет и за это время достигла немалых успехов. Понятие «образование в течение жизни» там сейчас так же распространено, как и в странах Западной Европы с устоявшейся системой неформального образования.

В стране действует Стратегия непрерывного обучения 2014-2020, которая стала фундаментом для развития всей эстонской системы образования и является частью стратегии повышения конкурентоспособности страны. Ее цель – предоставить всем жителям Эстонии возможность непрерывного обучения, которое соответствует их способностям и потребностям.

Пять стратегических целей государства в области образования – это изменение понимания понятия «обучение» и развитие привычки учиться, контроль компетентности и мотивированности преподавателей, координация между возможностями обучения в течение всей жизни и реальными потребностями рынка труда, применение современных цифровых технологий в обучении и равные возможности непрерывного обучения для каждого.

 

Для всех жителей Эстонии созданы возможности для непрерывного обучения. Фото: lightpoet/Depositphotos

Если говорить именно о неформальном образовании, то с 2017 года эстонское правительство планирует запустить новую национальную программу, по которой будет платить определенную сумму каждому ребенку для его участия в культурных и спортивных неформальных мероприятиях.

Начальный размер программы поддержки составит 15 млн евро.

«Культурное неформальное образование очень важно для Эстонии, – говорит эстонский специалист в области креативных индустрий, эксперт программы ЕС-Восточного партнерства «Культура и креативность» Рагнар Сиил. – Но надо четко различать неформальное образование для детей и молодежи и неформальное образование для взрослых (так называемое «обучение в течение жизни»).

Согласно эстонской образовательной политике, предоставление и неформального образования для детей и молодежи, и возможности непрерывного обучения для взрослых является критически важным. Эти неформальные образовательные форматы представлены специальными программами в школах, муниципальными программами (музыкальными, художественными, творческими или спортивными школами и центрами), а также частными неформальными учреждениями».

С населением 1,3 миллиона сегодня в Эстонии зарегистрировано 625 неформальных образовательных учреждений или так называемых «школ неформального образования» с более чем 116 тысячами студентов, 4772 преподавателями и 3644 различными программами.

 

Эксперт программы ЕС-Восточного партнерства «Культура и Креативность» Рагнар Сиил. Фото: culturepartnership.eu

Основными типами школ являются спортивные (их в Эстонии 261), музыкальные и школы искусств (140), технические и природоведческие школы или центры творчества (23) и другие виды школ, включая языковые, танцевальные (201). Большинство школьников и студентов задействованы в различных программах.

Кроме того, в Эстонии, как и в Великобритании, растет популярность неформального образования для взрослых. Есть много культурных центров, которые предлагают разнообразные культурные курсы для взрослых учеников. Только в Таллине муниципальные культурные центры имеют более 450 различных программ культурного образования и более 10 000 участников.

Рагнар Сиил также отмечает, что между формальным и неформальным образованием, конечно, существуют естественные связи.

«Наиболее четкой эта связь является в области музыки и искусства. Без сети местных музыкальных школ не существовало бы высококачественного музыкального образования. Комплексная система музыкального образования состоит из местных музыкальных школ и неформальных программ, среднего музыкального образования (в Таллине и Тарту) и высшего музыкального образования. То же самое касается и области искусства, где многие художественные школы и неформальные художественные программы готовят будущих специалистов для высших учебных заведений».

УКРАИНА. БИТЫЙ НЕБИТОГО ВЕЗЕТ

Ситуация с отечественным неформальным образованием непростая, но и обнадеживающая одновременно. До сих пор отсутствующая неформальная образовательная инфраструктура сейчас активно развивается. Там, где еще несколько лет назад можно было назвать разве что «Культурный Проект» и еще несколько организаций, сегодня новые образовательные инициативы возникают, как грибы после дождя.

Такой образовательный «бум» не может не радовать, но надо признать, что неформальное образование в Украине до сих пор скорее компенсирует архаичность и «белые пятна» формального, чем движется во взаимодействии с ним. Но первые примеры подобного сотрудничества уже есть, хотя пока это исключения, подтверждающие правила.

 

 Слушатели курса «История визуального искусства» «Культурного Проекта» имеют возможность побывать в мастерских художников. На фото – визит в мастерскую художницы Ларисы Пиши

Неформальное образование порой даже берет на себя определенные функции официального, например, инициатива «Культурного Проекта» «Новая Художественная Школа», которая в этом году создала проект для выпускников школ.

«В этом году мы создавали «Новую Художественную Школу» для Украинской Академии Лидерства при Администрации Президента, – говорит сокуратор НХШ, медиа-исследователь и философ Янина Пруденко. – Нас пригласили для реализации проекта медиа-арта по заданному кейсу – социализировать медиа-фасад для ТРЦ «Гулливер». Пришлось столкнуться с определенными сложностями: когда приходишь с таким проектом в официальную образовательную институцию, то должен быть готов встретиться с немотивированной аудиторией. Пришлось преодолевать это внутреннее сопротивление.

Однако когда дети сделали свои проекты и увидели, как это работает, отношение изменилось. Но завтра они окунутся в систему формального образования, а их новые полезные навыки, полученные благодаря неформальному образованию, могут остаться невостребованными. Поэтому эти новые формы неформального образования нужно вводить в систему формального».

 

В июле 2015 года «Культурный Проект» организовал в Киеве летнюю школу по исследованию города через художественные практики – Liquid City

Еще одна новая форма взаимодействия официального и неофициального образования – современные магистерские программы в государственных вузах с привлечением профессионалов-практиков в качестве преподавателей.

Учебные заведения сейчас начинают серьезно задумываться о том, чтобы создавать конкурентоспособные и привлекательные для студентов магистерские программы.

Так, в университете имени Драгоманова с сентября 2016 года начнет работу магистерская программа «Куратор современного искусства». Администрация философского факультета и кафедры культурологии согласились принять на должности преподавателей специалистов-практиков без научных степеней.

***

Какие выводы может сделать для себя Украина из успешных примеров неформального образования европейских стран?

Очевидно, что качественное и доступное образование – фундамент для развития любого общества. Страны, которые в свое время это поняли, успешно сформировали эффективную систему и формального, и неформального образования. Сегодня это две части одного целого – неформальное образование уже не может восприниматься как противоположность формальному или как его заменитель.

Форматы взаимодействия, как видим, существуют разные: неформальное образование может «встраиваться» в систему формального, дополнять его или быть проводником изменений для него. Любые конфигурации возможны, когда они отражают системную национальную образовательную политику своих государств, а также являются результатом совместных усилий негосударственного, общественного и частного секторов.

Результаты таких совместных усилий могут быть по-настоящему потрясающими, когда государство будет их системно внедрять и воспринимать как инвестиции в своих граждан. Это «долгосрочные вклады», но с гарантированно высокими процентами.

Текст подготовлен "Украинской Правдой" при содействии Программы ЕС-Восточного партнерства «Культура и Креативность».

Источник

Актуально в других разделах: