Почему у Польши получилось: как эта страна реформировала свою культуру
За последние 25 лет польская культура прошла путь от постсоветской модели с устаревшей инфраструкторой, отсутствием качественного контента и бюджетов до развитой экосистемы культурных институций, реализующих огромное количество проектов самого разного масштаба. Благодаря каким факторам и стратегиям Польша совершила этот квантовый скачок (и как Украина может использовать ее опыт)?
Мы поговорили с польскими культурными менеджерами и экспертами о том, как им удается успешно реализовывать свои проекты и развивать свои институции. О вызовах и достижениях, о целях и задачах. А заодно и проанализировали, какие уроки может извлечь для себя Украина.
Культурные реформы в Польше.
Краткая история
Процесс глобальных трансформаций в стране начался еще в 1989 году, но для выхода на качественно новый уровень потребовалось немало времени. «Первые 10 лет после 1989-го мы адаптировали культурное поле к процессам децентрализации и свободного рынка. Было важно уйти от идеологической роли управления, но фундаментальная трансформация культурного сектора началась уже позже», – говорит Катаржина Пудло, координатор проектов муниципальной культурной организации Warsztaty Kultury. Первая же публичная дискуссия о культурной реформе произошла только в 2000 году.
«Как и другие постсоветские страны, Польша унаследовала огромную сеть домов культуры, библиотек, музеев по всей стране, – говорит культурный эксперт Магдалена Красовска-Играс. – В 90-е, в связи с быстрыми изменениями в обществе, они потеряли признание у своей аудитории, которая перешла на (как ей тогда казалось) более "западные» виды активности. К сожалению, этот "западный" образ жизни зачастую сводился к просмотру мыльных опер и компьютерным играм».
Многие польские культурные институции тогда оказались не готовы иметь дело с новыми вызовами, такими как коммуникации, маркетинг, развитие отношений с аудиторией и т.д. Уровень финансирования также был крайне низким.
Но именно на период экономического кризиса 90-х пришелся рост некоммерческого сектора и низовых инициатив в Польше. Это совпало еще с рядом важнейших факторов. До вступления в ЕС в страну начал поступать западный капитал в виде инвестиций и международных программ. Начала формироваться критическая масса людей, способных к самоорганизации и эффективному культурному менеджменту. Первыми ощутили на себе эти перемены крупные города, там же впервые появилось и понятие креативного сектора.Параллельно реформы проходили и в министерствах и на местном уровне (в том числе, это касалось и кадров). Были реформированы учебные планы профильных факультетов в польских университетах. Словом, все игроки польской культурной сферы осознали необходимость системных изменений и начали прилагать системные усилия для их имплементации.
Как следствие, были сформированы новые стратегии развития культуры, начали использоваться новые методы управления культурными институциями и процессами, появились свежие культурные продукты. Все это привлекало больше внимания аудитории. Магдалена Красовска-Играс отмечает, что все эти изменения произошли не «вдруг», а «были следствием демократических преобразований в Польше, открытого доступа к информации и образованию, а также возможности путешествовать и использовать передовой опыт». Общество привыкло к новой реальности, экономическая ситуация стабилизировалась, и, как следствие, спрос на новые культурные продукты возрос. Люди открыли для себя культурные мероприятия и оценили их преимущества.
Культурный менеджер Малгожата Хайто описывает период польских культурных реформ как возможность для культурных операторов переосмыслить собственные функции. Центр ARTZona (культурный Центр C.K. Norwid), который она возглавляет, расположен в индустриальном пригороде Кракова Новой Хуте. Ядро его деятельности – формирование локальной комьюнити. «C.K. Norwid – показательный пример государственной культурной институции, успешно преодолевшая проблемы периода трансформаций в Польше и финансового кризиса», – говорит Хайто. С началом реформ 1989 году муниципалитет Кракова взял центр под свое руководство, адаптировав его работу к новым вызовам и ожиданиям аудитории. Многие польские культурные институции прошли подобный путь в то время.
Вспоминая о главных вызовах того времени, Хайто говорит о хроническом недофинансировании и стареющей инфраструктуре, не совпадавшей с реальными потребностями людей, а также низкий уровень подготовки персонала и культурного менеджмента в целом. «Все дело в том, что в бедных обществах культура никогда не рассматривается как приоритет», – резюмирует эксперт.
Культурным менеджерам тогда пришлось самостоятельно искать и внедрять новые методы работы. C.K. Norwid переопределил свои цели и задачи, переосмыслив функцию культурного менеджера в соответствии с потребностями местной комьюнити. «Мы добавили к культурным активностям элемент социального действия, – говорит Малгожата Хайто. – Таким образом, роль государственной культурной институции стала фокусироваться на мотивации местных общин для решения социальных проблем и удовлетворении потребностей людей».
Создавать и реализовывать возможности
Исторически государство играет значительную роль в польском культурном поле, хотя его влияние уравновешивают другие секторы. Но, несомненно, уровень госфинансирования – важный фактор для развития культурного сектора. За последние 15 лет уровень госфинансирования культуры в Польше существенно вырос, в результате чего заметно выросло не только количество, но и качество культурных активностей. «Сегодня мы отходим от количественной оценки культурных мероприятий, и делаем акцент на качестве и долгосрочных результатах, – говорит Малгожата Хайто. – После лет стагнации в культурные институции приходят прекрасно подготовленные молодые специалисты. Креативный сектор сегодня активно вовлечен в процесс ревитализации городов, что делает его эффективным как на социальном, так и инфраструктурном уровне». Улучшилось и ко-финансирование сектора со стороны местных органов власти, которые видят в культуре важный фактор развития государства.
Министерство культуры и национального наследия Польши отвечает за разработку культурной политики, надзор за крупнейшими культурными институциями, а также поддержку независимых инициатив через открытый конкурс заявок (его проводят дважды в год в рамках различных культурных программ). Уровень финансирования варьируется от 10 до 40 тысяч злотых ($2500–10000, столько в среднем получают заявки небольших местных инициатив), до нескольких сотен тысяч злотых (на такие суммы могут претендовать большие музыкальные, театральные и кинофестивали). Самую серьезную финансовую поддержку зачастую получают институции, важные с точки зрения национального наследия, например, крупные музеи или галереи.
Для покрытия обязательного собственного вклада в международные программы (например, такие как «Креативная Европа») была разработана специальная программа Promesa. Региональные и муниципальные органы власти отвечают за реализацию культурной политики на местных уровнях, а также создают свои собственные культурные стратегии.
Кроме того, в последние годы в Польше заметно укрепился сектор негосударственных организаций. Эффективно функционирует и «союз» между ними и госсектором: эти два некогда отдельных мира сегодня работают вместе, создавая интересные решения.
Одним из прорывов в развитии польской культуры можно считать момент, когда стали доступны международные программы финансирования. «После вступления в ЕС, когда появились новые возможности финансирования культурных проектов, стало намного легче, – говорит Малгожата Хайто. – Так, в 2005 году мы получили грант на международный проект по развитию новых рабочих мест в креативном секторе. Это дало нам возможности для обмена опытом и знакомства с передовыми практиками». Конкуренция за гранты (как и качество самих проектов) с каждым годом увеличивается, что указывает на растущий уровень подготовленности польских культурных операторов, которые все увереннее чувствуют себя в роли культурных фандрайзеров.
Польские эксперты единодушно подчеркивают, что культура – неотъемлемая часть польской национальной стратегии. Все чаще культуре уделяется место в различных стратегиях развития, а она сама признается одним их ключевых факторов благополучия общества.Среди приоритетов польской культурной политики – музыка, театр, перформативные виды искусств, визуальное искусство, кино, национальные коллекции предметов искусства, промо литературы и важности чтения, образование в сфере культуры и искусства, культурное наследие, развитие культурной инфраструктуры, развитие доступа к культуре, а также промо польской культуры в мире.
Во всех стратегических документах и грантовых программах важный акцент делается на облегчение доступа к культуре, развитие аудитории и социальную интеграцию. Министерство культуры даже разработало программу доступности культуры Kultura Dostępna. Особое внимание также уделяется социальной значимости культурных проектов: одним из главных критериев является степень мобилизации местных общин и их активизации за счет культурных мероприятий и инвестиций в культурную инфраструктуру.
В данный момент в Польше разрабатывается и обсуждается новая стратегия ответственного развития, предполагающая «расширение прав и возможностей роли культуры для развития экономики и социальной сплоченности».
Если говорить о вызовах для культурного и креативного сектора, то польские культурные менеджеры называют нехватку ресурсов (финансовых, временных и человеческих), а также необходимость соблюдать хрупкий баланс между разными ролями институциями и игроками культурной сферы. «Трудно построить стабильную миссию и стратегию, когда вы уверены только в бюджете на текущий год», – отмечает Катаржина Пудло.
Главный куратор основной экспозиции музея истории польского еврейства POLIN Museum (Варшава) Барбара Киршенблатт-Гимблетт также называет финансовый вопрос одним из главных вызовов для своей институции. А Магдалена Красовска-Играс сетует на «нахождение баланса между ролью крупных национальных институций и важностью низовых инициатив».
Но, несмотря на все сложности и вызовы, с большинством из которых, кстати, сталкиваются культурные менеджеры и других стран, в целом Польша сегодня пожинает плоды своих многолетних усилий по развитию культурного и креативного сектора. Механизмы поддержки этой сферы, разработанные в процессе реформ, сегодня, наконец, успешно работают. Польша продолжает создавать необходимые условия для развития креативных предпринимателей и популяризации креативного бизнеса. Примером результативности такой политики можно назвать арт-инкубатор в Лодзе или центр Creativity Centre в Варшаве.
Даже консервативные польские культурные институции (например, такие как национальные музеи), сегодня демонстрируют современный способ мышления и применяют современные методы управления культурой. В частности, они внимательно изучают интересы и запросы своей аудитории, то, какой выбор люди делают, и почему. «Экономика опыта постепенно берет верх над экономикой сбережений, – уверена Магдалена Красовска-Играс. – Люди начинают делать выбор в соответствии со своим вкусом и интересами, а не только на основе предыдущего опыта и привычек. Современный подход к развитию аудитории помещают человека в центре внимания, ведь без потребителей креативный сектор не сможет существовать».
Польские культурные менеджеры: советы для Украины
Эксперты говорят, что нельзя развивать культуру «в вакууме». Для успеха культурной сферы необходимы глобальные преобразования на уровне всего общества: это и системные инвестиции в образование, и построение стандартов прозрачности на всех уровнях, и доступ к информации и преодоление экономических расхождений между большими и малыми центрами, и поддержка местных инициатив, и участие общества в процессах принятия решений. Мы собрали практические советы польских экспертов для украинской культурной сферы.
1. Лучшая инвестиция – практический опыт. Только реализовав проект на практике, вы можете понять, что, например, организация больших событий не всегда требует серьезных финансовых затрат.
2. Лучше не ждать быстрых результатов, а много работать и много учиться, в том числе и у успешных коллег и партнеров. Поэтому чем больше вы путешествуете и перенимаете опыт коллег из других стран – тем лучше.
3. Инвестируйте ресурсы в развитие отношений с аудиторией. Планирование любых активностей должно начинаться с исследования предпочтений и интересов вашей аудитории.
4. Ищите партнеров, стройте с ними прочные отношения. Создавайте межсекторные партнерства (государство, частный сектор, некоммерческий сектор). Сотрудничайте с культурными институциями других стран в рамках совместных проектов.
5. Будьте активны в международных профессиональных сетях.
6. Создавайте и повышайте спрос на культуру с помощью продвижения позитивных примеров и демонстрации доступности культуры, личного и профессионального развития отдельных лиц, общин и обществ.
7. Развивайте сферу культурного образования. Создавайте современные учебные программы в области музееведения, культурного менеджмента; важно не забывать о развитии и неформального образования. Планируйте и реализовывайте учебные визиты и стажировки на международном уровне. Приглашайте специалистов из других стран приехать в Украину и поделиться своим опытом.
8. Формируйте и развивайте культурную политику, которая открыта для разнообразного опыта и точек зрения, поощряет участие гражданского общества, диалог и дискуссию, уважение и взаимопонимание.
«Culture matters» – спільна ініціатива Platfor.ma та Проекту ЄС та Східного партнерства «Культура і креативність».