Алексей Шинкаренко: «Стоит заниматься созданием проектов, которые побуждают человека к поиску своего будущего»

Что ищет художник сегодня в Беларуси? Какие проблемы его волнуют? Где пути для развития? Своими ответами на вопросы делится белорусский фотограф, менеджер творческих проектов и директор минского Центра фотографии Алексей Шинкаренко.

Мне важно высказывать свои мысли не словами, а действием. Можно долго рассуждать на тему, «какой должна быть фотографическая среда», а можно просто ее создавать самому. На протяжении 10 лет я делаю то, что подтверждает мои мысли, дает ответы на вопросы, которые меня волнуют. Что нужно, чтобы фотография развивалась? Нужна инфраструктура. Поэтому мы создали организацию, – Центр фотографии. Это наш ответ.

Символический капитал

Что нужно, что бы культурный творческий процесс окупался? Меня этот вопрос очень интересует. Как конвертировать символический капитал, – репутацию, талант, уникальность взгляда, имидж, опыт, узнаваемость, – все то, что производит культура? Ведь это ценности, которые не облекаются в вещественную оболочку.

Символический капитал присутствует в любом культурном продукте. У любого художника есть свои символические ценности, которым он придает материальные формы в творческом продукте, и, таким образом, взаимодействует с обществом. Способности художника, его опыт и знания воплощаются в материальных формах. Художник чем-то обменивается, общается с аудиторией. Как сделать это общение более эффективным? Вовлечь в диалог больше участников.

Война, как национальный бренд

Самый заметный белорусский бренд сейчас – это война, как ни странно. Учитывая наш исторический опыт, то, что пережили беларусы, мы можем многое сказать мировому сообществу на эту тему. У нас не хватает других брендов, которые могли бы стать нашей «культурной валютой» на мировом рынке и через которые мы могли бы стать узнаваемыми в мировом культурном пространстве. Я думаю, что есть бренды, которые мы можем развивать и экспортировать. Но это довольно сложный процесс. Конкуренция на рынке культурных ценностей очень высокая.

Венецианская биеннале – мировой художественный форум современного искусства, в котором сохраняется национальное участие. В 2015 г. Министерство культуры РБ выбрало наш проект «Архив свидетеля войны» для показа в Венеции. В этом проекте исторические события осмыслялись нашими современниками. Это искусство, в котором произведение создается при взаимодействии зрителя с фотографией. Зритель становится участникам мировой истории на основе локальных документов, фотографий, памяти о незавершившихся событиях. Для проекта был использован уникальный архив, который никто раньше не видел. Это кураторский проект, он не связан с личностью конкретного художника. Такие проекты делаются командой профессионалов-единомышленников. Это довольно сложная задача, поскольку искусство и творческий продукт, как правило, ассоциируются с конкретным человеком, – художником, мастером.

До 2015 г. павильоны Беларуси на Венецианской биеннале представляли государственные организации – Белорусская государственная Академия искусств, например. «Центр фотографии» стал первой частной, негосударственной организацией, которая реализовала проект такого масштаба.

Я бы хотел, чтобы традиция, когда государство передает международные проекты для реализации частным структурам, продолжалась. Это позволит сократить дистанцию между государственным и частным секторами, а также эффективнее использовать наши общие ресурсы. Ведь нет «государственной» и «негосударственной» культуры. Есть просто культура.

Язык прагматики

В государстве есть одно слабое звено – бюрократия. Она есть везде. Это естественное состояние любой сложной системы. Плохо когда бюрократия тормозит процесс, как в нашем случае. Но ее можно преодолеть. Как? За счет взаимодействия. Начать с того, чтобы делегировать часть процедур гибким частным структурам.

Мы привыкли думать, что государство отдельно от человека и объединений. На самом деле, это не так. Мы владеем общим символическим капиталом. Государство не может всем эффективно управлять, быть во всем и везде. Государственно-частное партнерство, в моем понимании, – это поиск узловых точек и процессов, в которых мы можем быть полезны и выгодны друг другу. Язык прагматики в этом сотрудничестве самый эффективный. Выгодно – отлично, не выгодно, или не можешь доказать выгоду, – никакого взаимодействия не будет.

«Кафе «Культура»

В 2015 году в Минске, при поддержке «Центра фотографии», открылось «Кафе Культура» – пространство визуальных впечатлений и экспериментов. Первая экспозиция в кафе была создана совместно с «Белорусским государственным музеем народной архитектуры и быта». Мы уже реализовали несколько совместных проектов.

В чем уникальность этой работы? У «Центра фотографии» с музеем разный символический капитал. Музей владеет огромными культурными ценностями. Сделать частный музей с таким же размахом и нематериальной капитализаций очень сложно. Но мы можем обмениваться. У нас разный опыт и разные возможности. К примеру, музей не может открыть кафе в центре города и эффективно управлять им. А мы можем. У нас есть инструменты для того чтобы сделать проект быстро, реагируя на текущую ситуацию и актуальное состояние общества.

Наше преимущество – менеджмент, гибкость и скорость реакции.

Кафе – это мой личный поиск формы креативного бизнеса и монитезации символического капитала. Надо придумывать новые механизмы, выходить из исторической инерции, из привычных действий, предлагаемых застывшей системой.

Добавочную стоимость напитков в нашем кафе формирует пространство и происходящее здесь, – регулярно сменяемые экспозиции, представленные визуально темы, настраивающие зрителя на разговор. Это дискуссионное пространство. В этом особенность «креативной индустрии» – добавочная стоимость продукта формируется за счет ценности, которую ему предает личность создателя, творческий коллектив и наличие в конечном продукте символического капитала.

Невозможно развивать национальную креативную экономику в изоляции от мировой. Потому, что креативная экономика не замыкается в рамках границ. Это мировой процесс. Креативная экономика – это не экономика зависимости, а экономика взаимодействия.

Будущее

Тема архива и памяти по-прежнему остается актуальной для меня, а также незавершенные конфликты, альтернативы экономике потребления и др. Актуальным сегодня становится построение моделей будущего в творческом продукте. У нас пока наоборот. По моим ощущениям, мы погружаемся в глубокое давление прошлого. Люди живут, не видя перспектив. Поэтому сегодня стоит заниматься созданием проектов, которые побуждают человека к поиску своего будущего.

Да, будущее нестабильно, многих оно пугает проблемами, кризисами, войнами. Но оно не законсервировано, как прошлое в настоящем.

Современная культура не должна создавать иллюзорное пространство и показывать то, чего на самом деле нет. Наоборот, культура должна быть двигателем, мостом из прошлого, откуда так сложно вырваться. Когда часто слышишь «мы опоздали, и в экономике, и в технологиях, во всем…», культура должна предложить выход. А выход есть, и не один. Чтобы его увидеть, надо много работать, мыслить и воображать. 

Читайте также: КУРАТОР БЕЛОРУССКОГО ПАВИЛЬОНА НА ВЕНЕЦИАНСКОЙ БИЕННАЛЕ 2015 РАССКАЗАЛ О ТОМ, КАК СБЛИЖАТЬ ИСКУССТВО И ЗРИТЕЛЕЙ

Актуально в других разделах: