Валентина Киселева: «Современное искусство в Беларуси имеет огромный потенциал и может преобразить общество»
– Валентина, существует мнение, что только государство может развивать культурную сферу, поскольку оно основной инвестор и собственник объектов. Вы согласны с этим?
– Государство не может быть монополистом в сфере культуры. Одна из основных ролей государства – это поддержка креативных, актуальных, независимых инициатив и всего частного сектора в сфере культуры. Говоря «поддержка», я имею в виду предоставление грантов, льгот и других форм финансовой помощи. Например, все знают, как важна для выставочной деятельности аренда помещения. В Минске это очень дорого. Проблему могут решить льготные арендные ставки для культурных проектов. Кто-то скажет, что добиваться таких льгот сейчас в Беларуси – это утопия, но я так не думаю.
– Еще один стереотип – «культура сама по себе не может приносить прибыль». Так ли это? Что нужно сделать, чтобы деятельность в сфере культуры стала коммерчески успешной?
– Для того чтобы культурная сфера встала на ноги и могла сама зарабатывать, нужно инвестировать в развитие. В Беларуси сейчас делается акцент на развитие туризма и традиционных форм искусства. А современное искусство и его актуальные формы остались как-то без внимания. А ведь современное искусство имеет огромный потенциал и может преобразить общество. Всем известны примеры, когда в городах Европы креативные кластеры, проекты, связанные с современным искусством, поднимали экономику заброшенных районов и целых городов. Старое Минское депо – заброшенный городской район – находится прямо за нашей галереей. Сколько лет оно стоит невостребованным…
– Как бы вы использовали это пространство?
– Там можно оборудовать мастерские, выставочные пространства, коворкинги. Если дать возможность искусству осваивать эти территории, туда обязательно подтянется бизнес – откроются кафе, рестораны, магазины. Появится интерес к этому району, креативная молодежь сделает его популярным. Конечно, государство получит и налоги, и плату за аренду. Но тем, кто начинает дело и проявляет инициативу, надо помочь – дать возможность реализовать свои идеи. Да, Минское депо – это центр и, наверное, у администрации города есть планы, как его обустроить. Но, тем не менее, это место пустует. В Минске много подобных мест: пустынные, заброшенные и в то же время очень перспективные для освоения культурными инициативами.
– Вы считаете, что у художников, мастеров, дизайнеров достаточно идей и потенциала для освоения таких больших городских пространств как, например, Минское депо?
– Я думаю, что да. Например, наша Галерея «Ў» работает уже 7 лет. Сейчас нам тесно, мы не успеваем реализовать все идеи и предложения. С другой стороны, когда к галерее современного искусства предъявляются те же требования, что и к коммерческой структуре – выжить очень сложно. Но мы были к этому готовы. С самого начала мы совмещаем в одном пространстве коммерчески ориентированные бар, магазин дизайнерских изделий и галерею. Мы активно сдаем свои помещения для различных культурных мероприятий. Такую коммерческую форму существования мы выбрали изначально, поскольку понимали – по-другому никак. Никаких льгот или дотаций у нас нет. Благодаря этой модели мы имеем возможность представлять публике некоммерческие проекты.
– В чем суть «креативного подхода» к бизнесу?
– Суть в том, что творчество является главным. В Беларуси сейчас сложно открыть бар или любое другое общественное, культурное место. Нормы деятельности таких предприятий очень жестко регламентированы. Есть только определенные шаблоны, по которым можно действовать. В этих рамках нет пространства для творчества. Поэтому нет возможности предложить новые формы, которых еще не было в Минске. Креативный бизнес – это возможность импровизировать и предлагать новое. На проторенном пути, в привычной для всех схеме найти и применить нестандартное решение.
– В Беларуси сейчас есть рынок современного искусства?
– Если говорить о продаже работ современных художников – да, это происходит. Но это спонтанный нерегулярный рынок. В то время как покупка в галерее является гарантом надежности вложения. Художник, которого продает галерея, имеет авторитет и поддержку, у него есть как персональные, так и коллективные выставки, он известен в стране и в международном сообществе. А это значит, что картина, купленная у нас, со временем не потеряет в цене, а художник не исчезнет. Но у нас на рынке, к сожалению, до сих пор в ходу покупки «с мастерских». Коллекционеры предпочитают обходные пути.
– Что сегодня на повестке дня работников культуры? Какие вопросы для культурного сообщества Беларуси сейчас наиболее актуальны?
– Одна из серьезных проблем – это отсутствие позитивной коммуникации внутри сообщества. Разделение на государственный и независимый сектор у нас очень жесткое. Я считаю, что регулярное общение, просто знакомство и разговор, определение проблем и попытки вместе найти пути их решения, – все это очень важно. Поэтому сейчас мы работаем над продвижением идеи создания Ассоциации работников культуры, куда бы входили представители как государственного, так и независимого секторов. Этот общественный совет, который мог бы озвучивать и решать наши проблемы. Надо переключить фокус внимания с локальных сообществ на межсекторальное сотрудничество.
– Какой предмет – основная тема этой коммуникации?
– Предмет коммуникации – это обмен опытом. У нас есть опыт, которым мы готовы делиться. Для нас важен опыт госструктур. Мы бы хотели работать вместе. Сейчас эта коммуникация очень слабая. Ее практически нет. Например, за всю историю создания «Галереи Ў» ректор Белорусской государственной академии искусств у нас не был ни разу. Директор Музея современного искусства была только один раз… Хотя мы регулярно высылаем приглашения.
– Чем «Галерея Ў» могла бы поделиться с государственными учреждениями?
– У нас есть огромный опыт в экспозиционной и выставочной работе. Мы работаем с учетом современных тенденций и могли бы поделиться своим опытом в выборе и реализации проектов, предложить ежегодные совместные программы. Но для того чтобы свой опыт предлагать, необходимо постоянное общение. Особенно эффективны, как мне кажется, неформальные формы – мастер-классы, воркшопы, тренинги. Когда мы не на работе (хотя для работников культуры все работа), это значит, что вокруг другая атмосфера, которая способствует рождению совместных идей или как минимум дружбе.