Юлия Федив: «Надо менять ракурс «Украина в Европе» на ракурс «Европа в Украине»

В течение последних месяцев в украинском бюро Программы «Креативная Европа» произошли важные изменения. После увольнения руководителя бюро Ирины Викирчак в феврале на эту должность была назначена культурный менеджер Юлия Федив.

По образованию Федив — юрист-международник. Училась в Германии, после возвращения в Украину сотрудничала с иностранными организациями, занимаясь культурным менеджментом. Работала в Немецко-украинско-польском обществе, где курировала социальные проекты. На протяжении последнего года работала в Украинском центре культурных исследований на проектной основе. Сейчас также является консультантом в немецком обществе международного сотрудничества GIZ и в фонде Конрада Аденауэра. Мы поговорили с Юлией Федив о результатах первого года работы бюро «Креативной Европы», планах на будущий год и о потенциале украинского креативного сектора.

Юлия, у вас уже есть опыт проектного сотрудничества с Украинским центром культурных исследований. Именно поэтому после увольнения Ирины Викирчак Минкульт не объявлял нового конкурса, а назначил вас руководителем бюро?

На прошлогоднем конкурсе на должность руководителя бюро «Креативной Европы», когда победила Ирина Викирчак, я заняла второе место. УЦКИ предложил мне сотрудничество, которое заключалось в проведении исследований культурно-креативных индустрий, подготовке материалов по запросу и организации ивентов.

После увольнения Ирины мне позвонили из министерства, пригласили на собеседование, где спросили, готова ли я занять позицию руководителя бюро. И поскольку я уже имею опыт в этой сфере, то согласилась. 

Имея опыт сотрудничества с УЦКИ, вы, конечно, знали об определенных трудностях в работе бюро: это и отсутствие бюджетов на поездки, и отсутствие штата, и др. Какие системные проблемы уже решены, а какие еще предстоит преодолеть?

Программу «Креативная Европа» курирует Украинский центр культурных исследований, и, соответственно, отдельного бюджета на программу нет. Фактически бюджет бюро — это бюджет одного из проектов УЦКИ. Есть бюджет на этот год на организацию трех мероприятий. К сожалению, пока это все.

Но в проектном менеджменте есть понятие «картирование партнеров», поэтому сейчас я сделала карту партнеров в сфере культурно-креативных и аудиовизуальных индустрий, куда входят представители органов государственной власти, местного самоуправления, неправительственный и бизнес-сектор. Весомым партнером в этой структуре является и программа «Культура и Креативность», которая уже успела наработать большой информационный материал.

Что касается средств на рабочие поездки. Если у вас есть карта партнеров, есть план ваших и партнерских мероприятий, то вы просто смотрите, где они пересекаются. Например, сейчас представительство Европейского союза и проект ЕС Association4You проводят ряд информационных мероприятий по всей территории Украины по программам ЕС, в рамках которых выделяют средства на поездки представителям различных программ. У меня есть возможность приобщиться к ним и путешествовать в рамках этой программы.

Понятно, что потребность искать средства на рабочие поездки занимает много времени и усилий, но пока это работает таким образом. По опыту работы с правительственными органами (это не обязательно Минкульт) могу сказать, что это, к сожалению, пока реалии нашего государства. Просто надо работать над тем, чтобы их менять.

Расскажите, пожалуйста, о мероприятиях, запланированных бюро до конца года.

Летом, во время одесского кинофестиваля, состоится практический воркшоп по написанию заявок и реализации проектов с участием чешских экспертов. Это мероприятие будет финансироваться средствами УЦКИ.

Осенью мы планируем провести ярмарку успешных проектов, поскольку 4 украинские организации получили финансирование. Хотим пригласить представителей других стран и рассказать об их успехах, чтобы организации, которые готовят заявки, могли пообщаться с победителями и обсудить важные вопросы.

Планируете ли вы увеличивать штат бюро (сейчас в украинском бюро «Креативной Европы» работает только один человек — прим. авт.), ведь после недавнего реформирования УЦКИ это стало возможным?

Да, в настоящее время по договоренности с УЦКИ я, как руководитель бюро, могу взять на работу двух человек. У меня уже есть два кандидата: одна из них будет работать PR-менеджером, вторая — ивент-менеджером. Они обе начали работать еще в апреле, сначала на бесплатной основе, но в дальнейшем будут работать уже как штатные сотрудники, получая заработную плату.

Как вы оцениваете результаты первого года работы бюро? Какие из ключевых задач были решены, а чего, по вашему мнению, сделать не удалось?

Пообщавшись с Ириной Викирчак, я поняла, что основная задача, которую она ставила перед собой в первый год работы бюро, — информирование о программе. Это было сделано. И, к сожалению, пока только это. Значительная часть представителей украинского правительственного и неправительственного секторов узнали, что такая программа существует, и что есть возможность подаваться со своими проектами. Но в процессе общения с организациями и представителями местного самоуправления я поняла, что если культурный и креативный секторы были больше информированы, то информирование именно медиасектора было недостаточным. Возможно, это было связано с тем, что подпрограмма «Медиа» только подключается (пока работает только четыре канала). Но сейчас есть потребность не в общей информации, а в пошаговых инструкциях, как писать заявки и на что обращать внимание. Потому что в прошлом году заявок было относительно много, но только 4 из них были успешными.

Если анализировать замечания со стороны бюро программы в Брюсселе, то в украинских заявках хромает инновативный подход, устойчивое развитие и понимание европейского контекста. Мы часто сосредотачиваемся на своих проблемах и считаем, что суть проекта заключается в том, чтобы чему-то научиться у Европы. К сожалению, это не так, и это необходимо доносить до организаций. Надо интегрировать их в Европу, в том числе и в плане их мышления. Необходимо менять ракурс «Украина в Европе» на ракурс «Европа в Украине».

Также нам до сих пор не хватает практических знаний. Но понятно, что это требует времени.

Вторая важная цель, которая не была достигнута за прошлый год (или, возможно, такая цель не ставилась), — создание англоязычной базы представителей украинской культурной, креативной и аудиовизуальной индустрий для иностранцев. Чтобы иностранные партнеры больше узнавали об украинском контексте и видели, с кем в Украине можно реализовывать совместные проекты. Ежедневно приходит много подобных запросов от зарубежных институций. К сожалению, пока такой базы нет. Даже Министерство культуры, которое должно формировать такую базу данных хотя бы на украинском языке, ее не имеет. Сейчас мы ее формируем.

Еще одно направление (сейчас на это изыскиваются средства, потому что в рамках программы их нет) — это создание онлайн-базы. Именно так это работает в других странах — можно искать онлайн-партнеров по различным секторам и направлениям, и это очень помогает в нетворкинге. До сих пор это происходило на личных связях, спорадически и несистемно. Поэтому сейчас нам надо работать одновременно на двух фронтах: украинском, увеличивая информирование и приобретая новые знания, и общеевропейском, информируя об украинском контексте в различных отраслях.

Первая волна заявок была в декабре 2016 года. Какие выводы вы сделали? Какие навыки украинских культурных менеджеров на высоком уровне, а каких до сих пор не хватает?

Если смотреть статистику, то на проекты в рамках Программы европейского партнерства подались всего 25 организаций, выступавших как в статусе основных партнеров, так и коаппликантов. Тематика заявок — современный театр социальной направленности, музыкальные проекты, мультидисциплинарные проекты, учебные проекты, охрана культурного наследия. Как я уже отмечала, 4 заявки оказались успешными. Победители — музей Ивана Гончара, женский благотворительный фонд «Новая визия», музей-крепость «Тустань», и проект «МистоДия».

Что стоит отметить как положительное, так это инновационный подход. На самом деле инновативность свойственна многим проектам. Также понимание контекста и собственного проекта в нем (это также очень важно). Это можно увидеть по описаниям проектов, определению целей и задач и т. п.

Конечно, есть проблемы с бюджетированием, а именно с определением расходной и доходной частей бюджета. В частности, в вопросах покрытия собственного взноса. Украинские организации не привыкли к тому, что можно получать гранты и при этом делать коммерчески успешные проекты. Но особенность «Креативной Европы» как раз в том, чтобы давать шанс проектам, которые имеют потенциал стать финансово успешными.

Мы понимаем, что финансовый менеджмент, устойчивость развития и работа с аудиторией — это те направления, над которыми украинским организациям из культурно-креативного сектора еще предстоит работать.

В начале июня мы планируем провести рабочую сессию для организаций, которые подавали заявки, и подготовить аналитику. После этого проведем еще одну встречу для тех, кто только планирует подаваться, чтобы поделиться опытом. Также мы напрямую консультируем те проекты, которые подавались, но не прошли. Кроме того, сейчас мы запустили информационную кампанию в Facebook и на нашей веб-странице, где рассказываем об успешных кейсах, для того чтобы проинформировать культурно-креативные организации о темах и форматах проектов, которые могут подойти для заявок на «Креативную Европу».

Какие следующие оупен-коллы до конца года, в которых могут принимать участие украинские культурно-креативные организации?

Сейчас происходит много изменений в структуре программы «Креативная Европа», в частности, в распределении бюджета по разным направлениям. В июне на Мальте пройдет общая встреча всех бюро «Креативной Европы», где мы узнаем следующие даты подачи заявок (и обязательно их сообщим). Уже понятно, что в этом году будет определенная задержка, и большинство коллов состоятся осенью и даже следующей зимой. С другой стороны, культурные и креативные организации смогут подготовиться к подаче заявок.

Приоритетом на 2018 будет охрана культурного наследия, поэтому в рамках конкурса "проекты международного сотрудничества", кроме поддержки маломасштабных и крупномасштабных проектов, отдельным направлением запланирована поддержка проектов по охране культурного наследия. В начале июня будет объявлен конкурс на художественные переводы.

Также несколько коллов запланированы на лето, но Украина не будет в них участвовать, потому что это подпрограмма «Медиа», в которой мы участвуем в ограниченном формате. Это связано с украинским законодательством, которое не соответствует директиве Европарламента и ЕС 2010 года в отношении аудиовизуальной сферы. Соответственно, мы сможем присоединиться к подпрограмме «Медиа» в полном объеме, только приняв закон об аудиовизуальной индустрии.

Если для этого достаточно принятия только одного закона, почему это до сих пор не было сделано?

У нас, к сожалению, законодательные процессы длятся очень долго. Подобный вопрос надо «наговорить». Кроме того, Украина, к сожалению, хочет объединить в одном законе Закон о Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания и законопроект «Об аудиовизуальных услугах», хотя в других странах они разделены. А у нас вышел закон на 300 страниц. Конечно, медиасообщество понимает, что документ на 300 страниц всегда содержит какие-то подводные камни. Соответственно, эти законы надо разделить, но консенсус по этому вопросу до сих пор не достигнут.

Кстати, следующий Kyiv Media Week, который состоится осенью, будет посвящен изменениям в законодательстве в аудиовизуальной сфере. Мы делаем там панель по «Креативной Европе»: в ее рамках руководители пяти бюро из стран, где были приняты аналогичные законодательные изменения, расскажут, какие плюсы от этих изменений получит Украина.

Какие цели вы как руководитель бюро ставите перед собой на следующий год? Что будет лучшим результатом вашей работы?

Первая задача — это создание базы данных и максимальное информирование европейских партнеров об украинском контексте. Если увеличится количество партнерств между украинскими и европейскими культурно-креативными организациями (и не только в рамках «Креативной Европы»), это уже будет достижение.

Следующее направление — это проведение практических воркшопов с привлечением иностранных экспертов. Если мы проведем 10-20 воркшопов, это также будет замечательным результатом. Большая цель — создать пул тренеров в сфере культурного менеджмента.

Еще одна мегацель — чтобы в следующем году было больше и количества заявок от украинских организаций, и количества успешных заявок. В этом году это 4 заявки, если в следующем году их будет 10 — это замечательно.

На какие возможности программы вы хотели бы обратить внимание культурных и креативных менеджеров?

На междисциплинарность проектов, чтобы организации не зацикливались только на культуре или только на медиа. Каждый проект должен через культуру решать насущные социально-экономические проблемы, существующие в обществе. Поэтому важно сводить представителей различных индустрий и секторов, для того чтобы они налаживали связи.

Также важно не забывать о деловой составляющей. Надо проводить больше бизнес-форумов о культуре и креативности, чтобы люди понимали, насколько культурно-креативные индустрии меняют экономический потенциал страны.

А насколько они его меняют? В чем, на ваш взгляд, важность этого сектора?

Сейчас весь мир движется в новую эру, где промышленность больше не будет основной бюджетообразующей отраслью. Именно интеллектуальный потенциал нации — это то, что приносит прибыль и способствует ее развитию. А ключевой составляющей интеллектуального потенциала является критическое мышление, и именно его развитию способствуют культурно-креативные индустрии. Таким образом, экономический базис с интеллектуальными возможностями создают понятие креативной экономики.

Что должно делать любое государство, чтобы развивать свои культурно-креативные индустрии? 

Во-первых, обеспечить равный подход ко всем игрокам. Публично-частное партнерство — это то, что нужно развивать, причем во всех отраслях. Если существует коммуникация между государственным и негосударственным сектором и туда вовлечены бизнес и медиа, то на этих четырех «слонах» можно выстроить успех. Высшая цель — это развитие Украины. И это развитие возможно благодаря культурно-креативной индустрии.

Актуально в других разделах: