Дмитрий Безкоровайный: «Артист не сможет добиться максимума в режиме самопродюсирования»
Более 12 лет назад в Беларуси было принято распоряжение, которое обязало FM-станции 75% эфира заполнять белорусской музыкой. При этом, под «белорусской музыкой» понималась только часть исполнителей. В результате, популярные музыканты, коллективы и целые направления оказались «за бортом», отрезанными от FM-аудитории. И остаются до сих пор.
Как это повлияло на музыкальную среду?
Музыкальное поле Беларуси достаточно разнородное. Есть разные стили и направления. Хотя количественно и качественно у нас, скорее, доминирует рок-музыка. При слабом качестве много условной «эстрады» – консервативной локальной поп-музыки, которая сформировалась, в том числе, благодаря активному государственному протекционизму и негативному влиянию указа об «обязательных 75% белорусской музыки» на FM-станциях.
В итоге, в Беларуси есть «официальная» музыка для ТВ и радио, а есть клубная музыка на любой вкус – рок, электроника, хип-хоп. Но те, кого крутят на радио и ТВ, чаще всего не могут собрать людей на сольные концерты. А тех, кто собирают, – игнорируют большие СМИ. Парадокс. Параллельные реальности. Редкие исключения успешности на обоих фронтах – команды Naviband, J:морс, «Без билета».
Есть ли модная трендовая музыкальная тема или сюжет?
Да, есть свежие стилистические тенденции. За последние несколько лет у нас стало появляться все больше инди-поп-проектов. Особенность этой музыки в том, что, сохраняя привычную песенную форму, исполнители используют синтезаторы и электронные инструменты. Самые яркие примеры – Shuma, Mustelide, Zui. В принципе, это мировая тенденция. Именно подобные белорусские проекты, а не рок-группы, сейчас находят отклик у иностранных критиков и специалистов, наряду с фолком/средневековьем в лице коллективов «Троица», «Стары Ольса», Irdorath. Внутри же страны сейчас активно набирает обороты хип-хоп. После успехов Макса Коржа и ЛСП появились десятки новых артистов. Наиболее известный из них на этот момент - Бакей.
Есть ли условия для развития? Каких условий не хватает?
Для развития и выхода на другие рынки не хватает ресурсов – финансов, репутации, знаний. Нет профессиональных продюсеров, имеющих средства и готовых их вкладывать в развитие новых проектов. Нет продюсеров, которые могут довести проект с интересным материалом и талантливыми музыкантами до необходимого конкурентного уровня. И нет продюсеров, которые имеют опыт стабильного вывода проектов на соседние рынки – это тоже важно. В итоге, за очень редким исключением, белорусские музыкальные проекты – даже те, которые имеют потенциал, – останавливаются в развитии на крепком среднем уровне, причем чаще внутри Беларуси. Это уровень, которого можно достичь в режиме самопродюсирования.
Чем плохо «самопродюсирование»?
Как правило, сами артисты не уделяют надлежащего внимания вопросам стратегии и тактики продвижения продукта, эффективной коммуникаций с прессой и публикой, а главное – саморазвитию на всех уровнях. Не говоря уже о ресурсах для создания и продвижения продукта.
Также зачастую мешает фактор «замкнутости локальной сцены», когда все знакомы, все привычно, и нет возможности посмотреть на себя со стороны. В таком режиме артисты никогда не смогут достичь максимума.
Я бы хотел решить эту проблему. Поэтому в рамках проекта Experty.by мы целенаправленно занимаемся созданием возможностей, позволяющих белорусским артистам выезжать на международные шоукейс-фестивали. Участие в международных фестивалях отрезвляет и дает толчок к развитию.
Помимо этого на днях мы вместе с культурным центром «Корпус» запустили образовательные встречи Future Sounds Of Minsk. Здесь музыканты и менеджеры могут с одной стороны получить знания по различным направлениям деятельности от опытных практиков, с другой – получить новые контакты.
Расскажите о проекте Experty.by. Какую цель ставят перед собой организаторы?
Проект начался в 2008 году. Цель – создать информационную платформу о белорусских музыкальных альбомах в основных современных музыкальных стилях – рок, поп, фолк, альтернатива. Сегодня Experty.by это:
1. Новости и рецензии, а также возможность послушать музыку. На основе портала сформировалась самая большая онлайн-база белорусских альбомов, распределенная по категориям, – более 350 альбомов с рецензиями, подробной информацией и возможностью прослушивания. Нашу базу используют и журналисты, и рекламные агентства, и простые пользователи.
2. Experty.by – это рейтинги и ежегодное награждение лучших белорусских альбомов. В этом году мы вручили награды в девятый раз. В состав жюри вошли почти все белорусские музыкальные журналисты и несколько иностранных экспертов. С 2013 года победитель в главной номинации – «Альбом года» – в качестве приза получает рекламно-информационную поддержку сольного концерта. Такими призами были отмечены Pusktband, Port Mone, Shuma, «Петля пристрастия». Многим исполнителям наш приз помог провести наиболее масштабные сольные концерты в их карьере.
3. Мы ставим своей целью продвижение белорусской музыки на международном уровне, посредством шоукейс-фестивалей. Мы ищем оптимальные, с точки зрения соотношения расходов и эффективности, варианты участия, рекламируем заявочную кампанию и т. д. Участников выбирают представители конкретных фестивалей. Мы консультируем отобранных артистов и оказываем промо-поддержку.
Есть ли новые технологические решения в продвижении музыкального продукта сейчас в Беларуси? Какие это решения?
Главный технологический сдвиг уже произошел – любой может записать свою музыку достаточно качественно в домашних условиях и выложить ее в Интернет. Это будет вполне официальный релиз, который может привлечь аудиторию. Если еще лет 7-8 назад было проблемой найти артиста, который выложит свой альбом бесплатно в Интернет, то сейчас уже сложно найти того, кто печатает альбом на дисках. Социальные сети помогают артистам – это доступный инструмент продвижения. Но есть и проблемы – например, отсутствие банального постоянства усилий у артистов по продвижению своего материала.
Можно ли говорить о музыкальной индустрии?
Этот сектор экономики в Беларуси есть, и он не такой уж маленький. Есть музыканты и звукорежиссеры, организаторы концертов и площадки, прокатчики оборудования и организации по управлению правами. Все эти элементы взаимодействуют и генерируют финансовые потоки. Но нет лейблов. Издательский музыкальный бизнес может и должен выглядеть по-другому.
Что могло бы оживить белорусский шоу-бизнес? Назовите конкретные шаги.
Я не готов вот так сразу предложить комплексную программу немедленного счастья. Но если говорить о том, что, с одной стороны, очень важно, а с другой, – реализуемо, то это отмена распоряжения о 75% белорусской музыки на радио или хотя бы уменьшение этого уровня до 25%. Это дало бы и приток аудитории с одной стороны, и стилистическое развитие с другой. Сейчас многие музыкальные форматы радиостанций просто нереализуемы со стороны музыкантов. Станции все менее конкурентоспособны. Наш радиорынок в целом застыл где-то в прошлом. Не по своей вине.
Какая музыка сейчас «народная» и нравится всем (большинству)?
Времена, когда был пантеон из ограниченного числа артистов, которых слушают все, ушли. И сейчас пришла эпоха больших и малых ниш – каждый находит что-то для себя. И не так важно, это артист с аудиторией в 100 человек, 500 человек или 5 000. Этим наше время и прекрасно.
Но если говорить о самых массовых на сегодняшний день белорусских артистах, то в рок-музыке это Brutto, Лявон Вольский, Дай дарогу, J:морс. В современной поп-музыке – Макс Корж, IOWA, Naviband. В эстраде – Александр Солодуха. В хип-хопе – ЛСП. В металле – Gods Tower и Dead Silence Hides My Cries.
Дмитрий, вы участник образовательного проекта для менеджеров в рамках программы «Культура и Креативность». Было ли для вас что-то полезное в наших образовательных семинарах? Что конкретно?
С одной стороны, были качественные спикеры – их лекции не претендовали на сенсационность, в них было много полезных практических моментов, которые помогают повысить эффективность проектов, заставляют задуматься над новыми направлениями. С другой стороны, было интересно познакомиться с представителями разных направлений белорусского культурного сектора. К сожалению, мы общаемся слишком мало.