Mediation, или как находить пути к взаимопониманию в сфере культуры
Виктория Данелян, куратор и менеджер проекта MEDIATION, соосновательница Dream Projects (Киев), член борда Ассоциации «Культура и Креативность»
Татьяна Цвелодуб, лектор и организатор проекта MEDIATION, соосновательница Dream Projects (Киев)
Наталия Синепупова, лектор и организатор выставки издания SEEE, директор School of Visual Communications (Киев)
Божена Закалюжная, директор Грантовой программы Harald Binder Cultural Enterprises (Львов)
Александра Давиденко, координатор Грантовой программы Harald Binder Cultural Enterprises и менеджер по коммуникациям Jam Factory Infopoint (Львов)
Как родился проект? О чем он?
Виктория Данелян: Тема медиации и коммуникаций, особенно в сфере культуры, очень давно меня занимает: как выстраиваются коммуникации, что этому способствует и, наоборот, мешает, какие ментальные особенности нужно учитывать. За плечами уже есть немалый опыт реализации культурных проектов не только в Украине, но и за ее пределами. И сказать о том, что существует разница в национальных подходах, – значит, ничего не сказать. Разница в подходах есть на межличностном уровне, не говоря уже о целых городах и регионах. Вот, например, мы говорим «куратор», а что подразумевают под этим словом и разделяют ли наше определение другие участники коммуникации?
Чем больше думала об этом, тем сильнее укреплялась в мысли: нужно сделать отдельный исследовательский проект о теории коммуникаций в разных сферах – от культурного менеджмента до фундаментальной науки. Его задача – сформировать общий понятийный аппарат, профессиональный словарь. Ведь, для того чтобы что-то понять, мы должны на что-то опираться. А для этого иногда нужно выйти за рамки привычной деятельности и воспользоваться новыми аналогиями и метафорами.
Предпосылкой сделать хоть небольшой шаг в сторону реализации задуманного, послужила Грантовая программа Harald Binder Cultural Enterprises. Заручившись поддержкой грантодателя, мы провели трехдневную образовательную программу во Львове и фактически дали старт долгосрочному междисциплинарному проекту MEDIATION – совместной разработке команд Dream Projects и School of Visual Communications, в основе которой лежит дискурс вокруг коммуникации между культурными институциями, деятелями и их аудиторией со всех регионов Украины на национальном и международном уровнях.
Наталия Синепупова: Этому проекту предшествовали годы партнерских рабочих связей между Dream Projects и School of Visual Communication, совместные выставки, лекции, практикумы. То, о чем мы говорили между собой ранее, воплотилось в концепте, который захватил всех нас и объединил опыт разных профессиональных сфер, специализаций и личных позиций. Возникла синергия, которая, как известно, не является суммой отдельных частей. Лейтмотивом нашего совместного проекта стала медиация – метод, при котором задействуют принципы взаимопонимания, желание устранить проблемы с выгодой для всех участников. И это, на наш взгляд, очень важная и актуальная тема для украинского общества – в условиях поиска новой идентичности, стратегий развития и путей для большей сплоченности.
А как идею и тему проекта восприняла другая сторона – грантодатель и партнеры? Почему заинтересовались?
Виктория Данелян: местом для старта проекта был выбран Jam Factory Infopoint во Львове – молодая, но очень активная и открытая площадка для культурных инициатив. С представительницами локации – Боженой Закалюжной и Александрой Давиденко – мы несколько раз касались темы коммуникаций, они заинтересовались и ждали от нас концепции проекта. Позже они же рассказали о возможности податься на грант от Harald Binder Cultural Enterprises. Мы решили не упускать этого шанса и стали оформлять заявку. То, что мы презентовали в первом приближении, показалось партнерам слишком масштабным и сложно реализуемым, хотя мы были уверены в своих силах и помещались в грантовый бюджет. Переговоры затянулись на 7 месяцев. За такой длительный срок, конечно, изначальные задумки и объемы подверглись многократным изменениям. Мы со львовскими коллегами писали друг другу письма, созванивались, обсуждали, но было чувство, что общего понимания и видения нет. В результате мы подали заявку с 3-дневной программой во Львове, состоящей из двух лекций и стади-кейса. Это было компромиссное решение и хороший, устойчивый, минимальный старт проекта.
Татьяна Цвелодуб: Очень сложно проводить коммуникацию на этапе, когда обе стороны мало знакомы и не имеют опыта совместной реализации проектов, когда нужно согласовывать даже понятия – кто и что имеет в виду. Для того чтобы прийти к взаимопониманию «о чем проект», «как он будет реализован», «что будет происходить», «как это будет выглядеть», нужно либо иметь опыт, либо провести довольно долгую и трудную работу по согласованию всех деталей. Это очень изматывающий, особенно в режиме онлайн, но необходимый этап.
Александра Давиденко: Мой основной вывод – да, действительно проектная заявка не всегда в полной мере может передать замысел организаторов, его стилистику и атмосферу. После личного знакомства с командой проекта понимаешь и «прочитываешь» слова из заявки по-другому. То же самое с внешней коммуникацией – описания и понятия должны быть проработаны настолько, чтобы точно и однозначно давать аудитории понимание о формате и содержании события. Фактическая реализация проекта во Львове превзошла все наши ожидания. Несмотря на дистанционное согласование финальной программы и менеджмент, нам удалось найти понимание и удачно провести мероприятия.
Наталия Синепупова: Нам повезло, что в рамках программы Harald Binder Cultural Enterprises мы нашли конкретную форму для реализации пилота, и с тем, что эта форма явилась целевой для нашей кооперации с Jam Factory Infopoint: мы были заинтересованы поделиться опытом не в узком кругу, а передать его другим аудиториям. К тому же мы понимаем актуальность и практическую применимость этого опыта к другим проектам – проектам тех людей, с которыми мы встретились в Jam Factory и с которыми тесно общались эти три дня.
Расскажите подробнее о программе, на чем вы сделали главные акценты?
Виктория Данелян: Для того чтобы говорить о медиации, нужно было создать какой-то понятийный корпус. Мы видели три пути реализации этого: ознакомить аудиторию с современными философскими концепциями второй половины ХХ века, научить воспринимать и анализировать современное искусство, а также показать реальные примеры того, как работают коммуникации в профессиональном культурном сообществе. Так определились темы наших активностей в рамках программы: первая лекция «Коллажное мышление. Инструмент решения бизнес-задач в креативных индустриях», которую прочла Наталия Синепупова, автором второй лекции – «Форма и содержание: как анализировать и говорить о современном искусстве – стала Татьяна Цвелодуб, я же презентовала стади-кейс «Коммуникация как основа успешных проектов».
Татьяна Цвелодуб: Лично для меня проект «Медиация» – это не готовая методология, которую мы просто тиражируем, учим других, как коммуницировать, как решать сложные задачи, как обходить подводные камни. Я вижу «Медиацию» проектом, в котором мы сами учимся и приглашаем других принять участие в развитии очень важного, как мне кажется, культурного навыка – участия, посредничества и коммуникации. Ведь множество проектов разбивается именно о невозможность соприкоснуться с неудобными вопросами, вступить в конфликт, показаться глупым, а уж тем более преодолеть эгоцентричность в решении сложных экономических, политических или эстетических задач в культурном проекте.
Наталия Синепупова: У меня в этом проекте параллельно с основной темой развивался дополнительный личный запрос – хотелось исследовать, как коллаж, коллажирующее, синтетическое, оперирующее множеством смыслов, многослойное мышление можно использовать в сфере креативного предпринимательства? Каким образом создается новый креативный продукт на стыке двух составляющих – культурного контекста и экономического? И можно ли разные ценности органично примирить друг с другом?
C какой аудиторией вы работали?
Виктория Данелян: Изначально проект был рассчитан на менеджеров и деятелей культуры, кураторов и сотрудников музеев, искусствоведов и художников, специалистов в сфере арт-менеджмента и креативных индустрий, студентов профильных вузов и пр. Но по факту я не увидела, чтобы собралась именно эта аудитория. Поэтому нам пришлось упрощаться и говорить так, чтобы было понятно всем. В коммуникации с неподготовленной аудиторией формат стади-кейса очень страдает – примеры и аналогии перестают работать, акценты расползаются, внимание ускользает. Это говорит о том, что в следующий раз нужно собирать слушателей более избирательно и, возможно, сегментировать их по запросам и интересам.
Как собрали эту аудиторию? Сколько было людей?
Виктория Данелян: Мы разместили анонс в Facebook за неделю до мероприятия. Локация небольшая, на каждую лекцию могло поместиться не более 50 человек. Поэтому буквально через три для после анонса нам пришлось закрыть регистрацию – ожидалось более 100 слушателей на каждое мероприятие. Но, как обычно бывает, – бесплатные мероприятия имеют слабую мотивацию к посещениям. Кроме того, здесь во весь рост проявились особенности Львова: транспортная удаленность локации, плохая погода, выходные, которые львовяне предпочитают проводить в семейном кругу… В результате явка была в половину меньше ожидаемой. Но интересно то, что на каждое мероприятие пришли разные люди. Тех, кто посетил все три события, было всего несколько человек.
А какую реакцию у собравшихся слушателей вы наблюдали?
Виктория Данелян: По нашему ощущению, – самую благодарную. Люди задавали уточняющие вопросы, вступали в открытые дискуссии, для многих стало новым то, что лекция может проходить в формате стади-кейса.
Наталия Синепупова: Мою лекцию тепло приняли. Во время и после выступления было много вопросов из зала, комментариев от коллег, но я увидела, куда следует дальше направлять мысли, что еще осталось сырым, не до конца проработанным. Словом, есть над чем еще думать.
Татьяна Цвелодуб: Вообще, очень хорошо и правильно, когда есть возможность услышать или прочесть отзыв о своей работе. Например, после моей лекции одна слушательница сказала, что теперь ей стало легче и не так тревожно от непонимания современного искусства, словно ей дали возможность выбирать, а не просто навязывают «люби» и «получай удовольствие». Девушка призналась, что намерена продолжать знакомство с современным искусством – у нее теперь «есть шанс!» В этом, казалось бы, простом и коротком отзыве я увидела реализацию цели нашего проекта «Медиация» – растить в себе и в наших партнерах (культурных деятелях, слушателях) культуру взаимодействия, возможности дать ответ, вступить в диалог, услышать себя и другого.
Какое послевкусие от проекта? Есть ли дальнейшие планы?
Божена Закалюжная: Для нас эта программа стала важным опытом и началом диалога о дальнейшей профессиональной кооперации Киева и Львова. События в рамках проекта усилили новую локацию – Jam Factory Infopoint, обозначили ее как удобную площадку для открытого диалога, мероприятий различных форматов, событий международных культурных организаций, и неформальных образовательных программ по культурному менеджменту, современному искусству и креативным индустриям. Большая часть аудитории посетила нас впервые и выразила желание приезжать к нам еще. Спикеры предложили аудитории действительно уникальный контент, который основан на их практическом опыте и исследованиях. Также это была прекрасная возможность рассказать львовской аудитории о деятельности своих организаций. Это весомый проект для развития украинского профессионального общества и как представительница грантовой программы Harald Binder Cultural Enterprises скажу, что нам важно способствовать таким инициативам.
Виктория Данелян: Действительно, этим проектом мы затронули вопросы профессионального развития нашего общества. Потому что многое в деятельности культурных и креативных индустрий еще нам непонятно, у нас нет общего глоссария. Сейчас читаю профессиональную литературу по медиа-арту и даже там не нахожу четких определений – что такое медиа-арт, ньюмедиа-арт, диджитал-арт, компьютерный арт… То есть вот это все вроде бы одно и то же. Но каждый раз, когда кто-то об этом пишет или говорит, – он имеет в виду что-то конкретное. И это сильно влияет на наши коммуникации, взаимоотношения между грантодателем и бенефициарами, между кураторами и художниками... И нам нужно время для этих диалогов. То есть, нам реально нужно это время – чтобы понять друг друга, прощупать, побить горшки, я не знаю, еще что-то сделать, чтобы разобраться. Единственное, что может дать нам всем какую-то пользу, – это стабильность. Допустим, вот мы начали сотрудничать с Jam Factory, например. И если мы продолжим работать, то мне кажется, вместе можно достигнуть неплохих результатов. Отдельное спасибо за работу над проектом хотелось бы выразить Марине Лазоренко, Ольге Саух, Богдану Грицяку.
Наталия Синепупова: Меня в нашей программе как раз и привлекла возможностью участия в практическом дискурсе культурного менеджмента, который все отчетливее звучит в украинском профессиональном сообществе. В последние 2-3 года наметились активные действия как со стороны внутренних игроков культурного сектора, образования, креативного предпринимательства, так и со стороны внешних международных экспертиз, государственных структур. Хочется помогать этим инициативам, быть проводниками изменений.
Татьяна Цвелодуб: Классно, что в то время, как мы читали лекции и проводили стади-кейс на первом этаже, на втором этаже ребята из другого проекта работали над кинопроектом. Это напоминало коммуну, где у каждого свои задачи и формы реализации, но всех объединяет желание работать в культурной сфере, где нет готовых шаблонов и царит экспериментаторский дух.
Фото и видео: Анастасия Иванова